Турок Али Рефик — болгарский ополченец
Удивительно, но факт! В Болгарском ополчении во время русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 годов сражался за свободу болгарского народа и один турок.
Али Рефик родился в 1851 г. в карловском селе Богдан в зажиточной турецкой семье. Его отец был крупным торговцем. Когда мальчик подрос, отец отправил его в Константинополь изучать светские науки, чтобы в дальнейшем Али помогал ему в торговле. Закончив учебу, юноша вернулся в родное село и начал с караванами отца путешествовать по европейским и азиатским провинциям Османской империи.
Когда Али достиг совершеннолетия, его призвали в турецкую армию и отправили служить в Видинский гарнизон. Здесь он стал свидетелем издевательств, которым офицеры подвергали молодых солдат.
Над ним тоже издевались и он, бежав из казармы, тайно переправился через Дунай в Румынию. Здесь он сблизился с болгарской молодежью и увлекся идеями Васила Левского о будущей «чистой и святой республике», в которой все будут жить по одним и тем же законам — и болгары, и цыгане, и евреи, и турки.
С началом Сербско-турецкой войны 1876 года он поступил добровольцем в корпус русского генерала Черняева и продемонстрировал храбрость в боях с турецкой армией при Бабина глава и Гредетине. После одного из тяжелых боев его героизмом восхитился сам старый воевода Панайот Хитов.
После окончания войны, вместе со своим другом — болгарином Ангелом Обручевым из Свищова вернулся в Румынию. Когда русский император Александр II издал Манифест об объявлении войны Высокой порте, среди первых записавшихся в болгарское Ополчение был и Али Рефик. Он был зачислен в третью дружину подполковника Калитина. Вместе с другими ополченцами Али Рефик целовал Самарское знамя, дав клятву погибнуть под ним, но не допустить чтобы оно попало в руки врага.
В боях при Стара-Загора и на Шипке Али Рефик показал себя настоящим героем и был награжден русским командованием орденом (скорее всего имеется в виду специальный знак отличия Военного ордена для мусульман).
После Освобождения Али Рефик служил стражником в Пловдивской таможне.
Сегодня только мемориальная доска в его родном селе Богдан и краткая биография с маленькой фотографией в Специальном отделе Российской государственной библиотеки напоминают о единственном турке в Болгарском Ополчении, дерзнувшим с оружием в руках бороться против своих единоверцев за свободу Болгарии.
Из воспоминаний Стефана Кисова (С. Кисов «Българското опълчение». Стр. 39-40):
«Между пришедшими записываться в ополчение было много интеллигентных болгар из переселенцев, а также сербы, старо-сербы, греки, черногорцы и, что-то удивительное, цыгане и турки (мусульмане). Один такой турок был зачислен в третью дружину.
-—Зачем принимают инородцев, когда болгарское ополчение должно состоять исключительно из болгар? — спрашивали ополченцы. — И более того принимают турок…
— Почему не идешь к своим? —говорили ополченцы турку, имя и фамилию которого я не помню. — Ты мог бы стать башибузуком и резать мирных болгар. В ополчении тебя могут убить, кроме того, для нас будут готовить свинину…
—Я потому буду биться с моими единоверцами, — отвечал турок, — что они убивают и мучают мирных жителей. Что же касается пищи, я могу есть и сухой хлеб. А что будет дальше — на то воля Аллаха.
И он говорил это так смиренно и добродушно, что совершено обезоружил своих товарищей-болгар, которые позже полюбили его и относились к нему по-дружески…»