Голяма Богородица
15 августа отмечается Успение Богородицы, т.е. конец ее земного пути, когда ее душа (а согласно некоторым толкованиям – и тело) вознеслась на небо. Это один из главных и торжественных праздников в церковном календаре, поскольку Богородица — одна из самых почитаемых сакральных фигур, объект всенародной любви и поклонения. Она является покровительницей ряда святилищ и местностей, городов и сел. Во многих местах находятся иконы Богородицы, считающиеся чудотворными, источники или скальные образования, с которыми связаны паломнические маршруты и множество рассказов о чудесах. Успению Богородицы посвящены церкви и монастыри по всей территории Болгарии, из которых самые известные – Троянский и Бачковский.
Праздник отмечается торжественно, с литургией, освящением воды, народными сборами и приготовлением курбана (ритуального угощения) как в монастырях, так и во многих местах, населенных не только болгарами, но и цыганами-христианами.
В народной среде этот праздник известен как Голяма (Большая, Великая) Богородица, в отличие от праздника Малка (Малая) Богородица – дня ее рождения 8 сентября. Праздник связан с запретом работы, который особенно строго соблюдают женщины, считающие Богородицу своей защитницей и покровительницей.
К празднику замешивают специальный обрядовый хлеб, иногда из новой муки. Хлеб раздается «на здоровье» и «в память умерших», освящаются и также раздаются первые собранные плоды – виноград, арбузы и мед. Именинницы (женщины, носящие имя Мария и производные от него) организуют курбан «на здоровье», приглашая на него гостей. Раньше на стол ставили большую миску полную первыми сорванными початками кукурузы – вареными или жареными. Если случалось так, что бездетная женщина первой приходила к имениннице и первая брала кукурузу, это считалось знаком того, что Богородица услышала ее молитвы и скоро подарит ей ребенка.
Святая Богородица (называемая также Света Богородичка, Святая Мария, Божья Мать, Пресвятая Дева и Мать Иисуса Христа) воспринимается как милостивая заступница перед богом и покровительница человеческого рода, особенно женщин и детей. Ее образ широко представлен в болгарском фольклоре. Поскольку Святое Писание дает только отрывочные сведения о ее жизни, устная традиция старается заполнить «белые пятна», привлекая фольклорные мотивы и сюжеты. В Средние века распространилось большое количество апокрифических текстов на эту тему. Самый популярный среди них – «Хождение Богородицы по мукам», описывающий как Богоматерь спустилась в ад и увидела страдания грешников. Апокриф нашел отражение и в фольклорных произведениях, например, в следующей песне из Хасковского региона, записанной Атанасом Илиевым:
Тръгнала е Божа майка
Да са моли на Господла:
— Дай ми, Боже нахтарето,
Нахтарето на рай Божя,
Та да ида да отключа,
Да отключа рая Божя,
Да пригледам мъртви души;
Имат ли си за ядене,
За ядене, за пиене.
Дал й Господ нахтарето,
Та отишла, отворила,
Отворила рая Божя,
Пригледала мъртви души.
Сички седат наред-наред:
Сирмасите ядат, пият,
Богатите седат, гледат
И бъркат си злато, сребро,
И са молят на сирмаси:
— Я дайте ни от вашето,
От вашето за ядене,
За ядене, за пиене,
Да ви дадем от нашето,
От нашето злато, сребро.
Тий казали: – не даваме
От нашето за ядене,
За ядене, за пиене,
Не щеме ви злато, сребро.
Върнала се Божа майка,
Приключила рай Божия.
Пошла Божья мать
Попросила Господа:
— Дай мне, боже ключи,
Ключи от рая Божьего,
Пойду, открою,
Открою рай Божий,
Посмотрю на мертвые души:
Есть ли у них еда,
Еда, питье.
Дал ей Господь ключи,
Пошла она, открыла,
Открыла рай Божий,
Посмотрела на мертвые души.
Все сидят по порядку:
Бедные едят, пьют,
Богатые сидят, глядят
И ковыряются в своем золоте, серебре
И просят бедных:
— Дайте нам от вашего,
От вашей еды
От еды, питья
Мы дадим вам от нашего,
От нашего золота, серебра.
Те сказали – не дадим
От нашей еды,
Еды, питья,
Не возьмем вашего золота, серебра.
Вернулась Божья мать,
Закрыла рай Божий.
В традиционной культуре Богородица считается покровительницей женских ремесел: прядения, ткачества, шитья – женщины обращаются к ней с молитвой, чтобы работа спорилась. Саму ее часто представляют прядущей в изображениях Благовещения на иконах, фресках и над царскими вратами иконостасов.
Богоматерь также является покровительницей материнства. К ней обращаются с молитвами бездетные женщины, беременные, роженицы и матери, а в некоторых посвященных ей храмах практикуют специфические ритуалы для лечения бесплодия. Богородица занимает важное мест в родильной обрядности, например при ритуале «Богородична пита» (или Погача), который происходит через 40 дней после родов. Подобные практики и представления дают основание считать, что образ Богородицы унаследовал некоторые черты древней Богини-Матери.
Образ Богоматери присутствует и в песнях, исполняемых на Коледу (Рождество), чаще всего в тех, что поются для хозяйки дома. В них описываются родильные муки, которые длились от Игнажден до Божича (то же самое, что Коледа), купание и пеленание Молодого Бога и поиски для него крестного отца среди святых. Крестным был выбран святой Иоанн (Иоанн Креститель), крестивший наворожённого в водах реки Иордан.
В других текстах Богородица дарует чудесное превращение женщине, которая заботится о Молодом Боге или проклинает осину, или кукушку, не проявившие достаточного уважения к ей и ее сыну. Легенды рассказывают, как она благословила паука, который сплел паутину на входе в пещеру, где она скрывалась с маленьким Иисусом от воинов царя Ирода. Согласно другой легенде, Мария тронутая материнской любовью жабы к своему уродливому жабчонку благословила жабу и завещала не убивать жаб. Божья мать, однако, может и сурово наказывать, как она поступила со святым Трифоном, который отпускал в ее адрес непристойные намеки.
В сказках Богородица часто выступает в роли волшебного помощника. Она дарует хорошему юноше необыкновенную собаку или волшебный свисток, или возвращает отрубленные руки несправедливо обвиненной девушке.
Существуют предания, связывающие отдельные места или населенные пункты с присутствием Богоматери, чаще всего в то время, когда она пряталась с маленьким Иисусом. Одно предание объясняет происхождение названия города Станимака (сегодня – Асеновград) фразой «Стани, майко, да бягаме!» («Вставай, мама, бежим!»), которую маленький Иисус произнес, предупреждая мать о приближении воинов царя Ирода. Местная река, по легенде, стала золотоносной, когда Мария искупала в ней своего божественного младенца. По другим преданиям, горячие источники возникли там, где Богородица купала своего сына.
Множество историй связано с чудотворными иконами Богородицы, которые перелетали с места на место, защищали от вражеских нашествий и эпидемий, излечивали болезни и выполняли просьбы. Богородица и сегодня – один из наиболее часто встречающихся персонажей в рассказах о чудесных исцелениях и наказаниях, вещих снах, видениях, предсказаниях и других чудесах. Она часто упоминается в заклинаниях, используемых для изгнания злых духов и болезней.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»