Легенда о сокровищах Вылчана- воеводы
Больше двух веков по Странджанским горам бродит легенда о несметном сокровище, закопанном где-то в тех местах Вылчаном-воеводой. Никто не знает, где оно спрятано, но многие верят, что оно существует. Эта загадка до сих пор не дает покоя ни историкам, ни кладоискателям со всех концов Болгарии.
Великий хайдутин, нападая на османских и болгарских чорбаджий (богачей), накопил горы золота – гласит народная легенда. Он зарыл свои сокровища в тайном месте в горах и оставил своим потомкам карту.
Вылчан-воевода – одно из самых легендарных имен в болгарской истории. Его личность – объект множества мифов и преданий, а его реальная судьба окутана тайной. Благодаря защите и помощи, которую он оказывал мирному населению, он быстро приобрел репутацию бесстрашного, непреклонного и неумолимого народного заступника. Народные предания описывают воеводу как высокого, крупного мужчину с длинными черными волосами и светло-голубыми глазами, взгляд которых пронизывал как стрела.
Сведения о Вылчане настолько противоречивы, что даже имя, данное ему при рождении, остается загадкой. Существуют теории, согласно которым его звали Вылко Бимбелов или Вылчан Пандурски. Считается, что он родился в период 1770 – 1780 годов и в молодости был пастухом. Место его рождения точно неизвестно. По одной из легенд, он родился в селе Осеновлаг недалеко от Своге в Стара планина, или в селе Косача (регион Перника). Наиболее популярна версия, что воевода родился в ныне не существующем селе Делиево, в 5 км от Малко Тырново. Самые ранние исторические источники связывают молодые годы Вылчана с селами Тагарево (сегодня — Вылчаново) и Факия. Оттуда происходил род его отца – Бимбеловцев, наследников свирепого Момчила- воеводы, погибшего в 1345 году в сражении с турками. Из этого же рода происходил и знаменитый Стефан Караджа.
Их дальний родственник Вылчан унаследовал их буйный и непокорный нрав. Он собрал свою первую чету, когда ему едва исполнилось 18 лет. Страстная, но несчастная любовь заставила его взяться за оружие и ополчиться на турецких поработителей. Прежде чем избрать путь хайдутина, Вылчан пас овец около родного села.
Юноша влюбился в Раду, самую красивую девушку села и решил попросит ее руки у ее отца. Однако, как только он отправил сватов и стало известно о будущей помолвке, местный субашия подскочил как ошпаренный, ведь он давно положил глаз на девушку. Турецкий начальник приказал заптиям (жандармам) привести Вылчана в конак, где его жестоко избили. Субашия пригрозил, что, если юноша еще хоть раз посмотрит на Раду, его убьют. После этого он похитил красавицу и сделал ее одной из своих жен.
Эта любовная драма перевернула жизнь пастуха. Вылчан бросил свое мирное занятие, собрал несколько парней, они раздобыли оружие и скрылись в лесу. Первой задачей, которую молодой воевода поставил своей маленькой дружине, было покарать насильника.
Однажды ночью вооруженные до зубов молодые люди напали на дом субашии и, убив его, скрылись, забрав с собой Раду. Однако, совсем скоро турки бросились за ними в погоню. Начался бой, и красавица была смертельно ранена.
Эта история привлекла внимание властей, и воевода был вынужден бежать из родного края. Он добрался аж до Белого (Эгейского) моря, где сблизился с греком Спиросом Димитросом, который научил его рыбацкому ремеслу и мореходству. Сперва они планировали заняться морским пиратством возле Константинополя, но затем решили действовать на суше. Вдвоем собрали отряд и начали грабить турецкие караваны в горных проходах. Через несколько лет Вылчан уже возглавлял один из самых больших на болгарских землях хайдутинских отрядов – его численность была около 300 человек. Чета действовала в основном в Восточной и Юго-восточной Болгарии. Его побратимы – поп Мартин, Спирос Димитрос, Маленко Сырбин и Петр были подвоеводами (заместителями или помощниками воеводы). Вылчан дружил и иногда действовал вместе со знаменитым Индже-воеводой, Христо-воеводой и Кара Кольо (Черным Кольо). Вместе с двумя последними он построил Устремский монастырь (названный поэтому «Хайдутинским») в Сакар планина, а вместе с попом Мартином и другими – Монастырь Семи престолов в Стара планина.
Так Вылчан стал кем-то вроде неофициального главного болгарского воеводы. У него было знамя из синего атласа, вышитое золотом, и каждый год он собирал в центре Болгарии – в местности Станчов полугар поблизости от Трояна — всех хайдутинов и воевод. На этих сборах собирали деньги для помощи раненым хайдутинам, детям и вдовам погибших и на нужды освобождения Болгарии. Вылчан всегда давал намного больше остальных. Все собранное держали в тайной пещере, местонахождение которой знал только Вылчан – хранитель-казначей этого «общака».
Легенда рассказывает, что Вылчан имел бесценного помощника – турка по имени Кара Эмин-ага, занимавшего должность секретаря самого султана. Он был агентом Вылчана во вражеском лагере и именно он давал воеводе сведения, когда и где пройдут караваны, перевозящие золото для султанской казны. Получив необходимую информацию, Вылчан устраивал засады в горных проходах. При каждом нападении хайдутинам доставались седельные сумки, полные золота. Большую часть добычи прятали в тайных пещерах, оставляя себе ровно столько, сколько нужно было, чтобы пережить холодные зимы. Зимой четники обычно нелегально поселялись в Константинополе.
Всего за несколько лет Вылчан-воевода и его четники накопили несметные богатства. Тем более, что они не только грабили караваны. Вылчан и сам был азартным кладоискателем. Легенда рассказывает, что в одной из пещер Странджи он нашел огромный клад, оставшийся со времен тракийцев.
Согласно одной легенде, султан настолько отчаялся, что приказал отпечатать новые деньги – махмудие. Поле того, как несколько этих новых махмудие были обнаружены у Кара Эмина-аги, его связь с Вылчаном была раскрыта. Чтобы спасти свою голову агент бежал из Константинополя. По пути, однако, он влюбился в болгарскую девушку и решил ее похитить. Деяние, которое Вылчан не прощал даже самым близким. Воевода нашел и зарубил своего бывшего помощника.
Легенды рассказывают, что на собранное золото воевода помогал бедным болгарам, строил дома и монастыри. Однако, не щедрость была основной причиной того, что Вылчан был воспет в народном творчестве, а защита, которую он оказывал народу против кырджалий. Именно начало XIX века было отмечено все более частыми набегами кырджалийских разбойничьих орд, грабивших и третировавших местное население. Фольклор сохранил историю о том, как разбойники ограбили один монастырь, а священника повесили на дереве и подожгли. Как только Вылчан-воевода узнал об этом, он со своей четой просился в погоню, настиг кырджалий и в короткой схватке победил их. Уцелевшие разбойники были казнены, а Вылчан выделил часть из своих несметных богатств на восстановление монастыря.
По легенде примерно за сто лет до Освобождения Вылчан отправил своих людей к русскому императору. Посланцы сообщили, что воевода приготовил тонны золота, которыми готов оплатить свободу своей родины. Если русская армия войдет в Болгарию и будет сражаться с турками, он оплатит все ее расходы на эту военную кампанию.
«Я знаю от моего отца, а тот – от своего, что Вылчан-воевода вел переговоры с русским царём. Он сказал, что готов оплатить все расходы на войну – зарплаты солдатам, пенсии вдовам и детям, боеприпасы. К сожалению, русский царь не захотел начать войну. Возможно, он не поверил, что простой хайдутин может иметь такое богатство» — рассказывал восьмидесятилетний дед Христо из странджанского села Стоилово.
По другой легенде Вылчан дал огромную сумму Евлоги и Христо Георгиевым на строительство Высшей болгарской школы – Университета. Согласно преданиям, Вылчан отправлял многих молодых людей на учебу за границу, полностью брал на себя все их расходы, чтобы после освобождения в стране были образованные люди. По одной из версий именно он заплатил мастерам, построившим каменный мост через реку Резовскую.
Большинство преданий о несметном сокровище Вылчана «прячут» его в той или иной пещере в Страндже. Сколько легенд – столько и кладоискателей. Поиски сокровища продолжаются уже больше двух веков. Все легенды, однако, сходятся в одном – в них утверждается, что воевода прятал добычу при помощи носильщиков, которые, однако, никогда не понимали, где находится тайник. Найдя подходящее место, воевода и его люди приводили туда с завязанными глазами мастеров-строителей с инструментами. Те оборудовали тайник, получали плату и их вновь с завязанными глазами возвращали домой. Вся Вылчанова дружина дала страшную клятву, что до смерти будет хранить в тайне место, где спрятано сокровище. Многие кладоискатели верят, что один из главных тайников расположен в Снеженице – лесистой местности с большой пещерой, расположенной на землях, села Карадере (сейчас в Турции). Предполагается, что там спрятана корона и золотой крест, принадлежавшие греческому священнику высокого ранга в Одрине (Эдирне). Хайдутины заподозрили, что он – турецкий шпион и убили его. Наследники Вылчана, жившие в нынешней Румынии, неоднократно путешествовали по Страндже, вооруженные вышеупомянутой картой, но безрезультатно.
Сокровища Вылчана Воеводы все еще ищут в Страндже, в Стара планина и других местах. Одна кладоискательская легенда гласит, что золото и драгоценные украшения Вылчан и его люди спрятали в морской пещере, до которой можно добраться лишь через узкие, заполненные водой туннели. Другая утверждает, что часть сокровищ была обнаружена в устье реки Ропотамо. Местные жители рассказывают, что это произошло в далеком 1970 году. Тогда в Приморско прибыла специальная команда от ЦК БКП. Они остановились в городе и неделями подряд обследовали с металлоискателями леса вокруг Аркутино. Искали и в районе залива Перла, а затем в устье Ропотамо и на мысе Маслен нос. Расспрашивали местных жителей о том, что они слышали о кладе легендарного хайдутина. Добрались и до местного рыбака бай Яни, который рассказывал, что лично был знаком с одним из ближайших соратников Вылчана. Рыбак клялся, что, когда он был еще ребенком, бывший хайдутин, находясь уже в преклонном возрасте, открыл ему тайну. Четник исполнил старую клятву и не назвал точное место, но описал его приметы. Большинство людей слушали эти истории с насмешкой, но людей с металлоискателями, они видимо впечатлили. Яни отвел их туда, где, по его мнению, должен был находиться тайник. Уже на следующий день таинственные кладоискатели исчезли из Приморско, а бай Яни обнаружил на указанном им месте огромную яму.
Легенды о воеводе многочисленны и разнообразны. Они рассказывают, что он стал хайдутином не из-за возлюбленной, а из-за своей сестры Рады, спасая ее от «паши Орхание», был пойман леденикским спахией (турецким феодалом) – старым Ахладоолу, или смог перебраться за Дунай.
Рассказывают, что в 1811 году Вылчан встречался в Бухаресте с капитаном Георгием Мамарчевым (1786-1846 г), дядей Георгия Раковского. Сам Раковский писал о Кара Кольо, бывшим одно время знаменосцем в чете Вылчана: «мой духовный отец Черный Кольо». По неподтвержденным сведениям, Вылчан-воевода поддерживал тесные связи с «отцами» болгарского национально-освободительного движения и даже финансировал их начинания.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов 53-летний воевода со своей четой вместе с болгарским добровольческим отрядом Стойко Маврудова и русскими частями принимал участие в освобождении и обороне от турок Созополя.
Согласно родословному древу русенского семейства Хаджиивановых, после долгих лет хайдутинства Вылчан воевода поселился в большом болгарском городе Тулча в Северной Добрудже. Здесь он женился на монахине Евпраксии. У них родилось четверо детей – Иван, Васил, Петра и Оксана. Сын Вылчана и Евпраксии – Хаджи Иван Вылчанов Иванов стал крупным торговцем.
Считается, что Вылчан-воевода умер в Тулче или Браилове около 1860 года. Сегодня о нем упоминают в основном в связи с несметными сокровищами, которые якобы принадлежали ему и его четникам.
Множество пещер и других мест были раскопаны кладоискателями за последние два века в поисках легендарного сокровища, но безуспешно. Бесспорно, Вылчан-воевода – одна из самых таинственных личностей болгарской истории. Несмотря на отсутствие конкретных документальных источников о его жизни, он оставил яркий след в сознании болгар первой половины XIX века. Защищавший народ и стремившийся к восстановлению Болгарии как независимого государства, он был одним из первых борцов за национальное освобождение.
Источники: Википедия, сайт «Болгарская история», сайт «Учители БГ»