Анна Неда

Неизвестная история тырновской царицы

Предлагаемый вашему вниманию материал является переводи отрывка из книги доцента Петра Николова-Зикова «Домът на Шишман», которую общество «Българска история» выпустило в мае 2021 г.  Книга посвящена последнему тырновскому царю Ивану Шишману, его реальным и мнимым потомкам. Сегодня мы расскажем о судьбе тырновской царицы Анны Неды после смерти ее супруга Михаила III Шишмана в битве при Вельбажде в 1330 году.

Один из редко обсуждаемых вопросов в болгарской средневековой историографии – судьба Анны Неды и ее детей после переворота в Тырново в 1331 году. Свадьба Елены Шишман и Стефана Душана сделала пребывание в Сербии вдовы Михаила III Шишмана и двух ее сыновей – Ивана Стефана и Шишмана невозможным и она попросила более надежного убежища в Дубровнике. В архивах Дубровника хранится один документ, датированный ноябрем 1335 года, в связи с некими выплатами, совершенными людьми болгарской царицы тремя годами ранее, что подтверждает прибытие в 1332 году Анны и ее сыновей в «жемчужину Адриатики».

Богатый торговый город-государство был основан в VII век путем слияния двух небольших городов – Лауса, расположенного на острове около южного побережья Далмации, приютившего итальянских беженцев из Эпидаурума (сегодня – Цавтат), и Дубраву – славянского поселения у подножия лесистого холма. В XII веке на мелководье между берегом и островом была насыпана коса, объединившая две части города. Город было укреплен, были построены две. С течением времени итальянское меньшинство ассимилировалось славянским населением, а латинское имя города – Рагуза было вытеснено славянским – Дубровник.

Дубровник, гравюра 1667 года (Источник)

Покровителем города считался святой мученик Власий Севастийский. При своем создании Дубровник принял сюзеренитет Византии, пользуясь, однако определённой автономией. Первоначально власть находилась в руках местного епископа, позже сформировалась своеобразная коммуна – власть была сосредоточена в двух городских советах. В это время город создал собственный мощный флот, превративший его в серьезную региональную силу. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, Дубровник был вынужден признать над собой верховную власть Венеции.

Город достиг своего расцвета в конце XV века, благодаря торговым привилегиям, которые  получил сперва от сербских королей и болгарских царей, а затем от турецких султанов и которые превратили его в монополиста балканской торговли. Из-за роскошного образа жизни, который он мог предложить, еще в середине XIV века Дубровник превратился в обычное убежище для политических изгнанников из самых разных балканских государств. Среди этих изгнанников быдло и семейство Анны Неды, отказавшееся забыть о своем царском титуле и претензиях на болгарскую корону.

Какими бы ни были претензии Анны Неды, для нее и ее сыновей снова произошли неприятные изменения, когда в 1334 году сербский король Стефан Душан и королева Елена посетили Дубровник. Они заключили ряд соглашений и передали во владение городу крепость Стон, полуостров Пелешац и остров Млет ( за ежегодную дань в 2000 перепер – золотых монет и обязательство не нарушать  религиозные свободы православного населения). Частью соглашения было и изгнание из Дубровника бывшей болгарской царицы, в результате чего, она на некоторое время остановилась в Константинополе. Скоро, однако, ситуация вновь изменилась. – документ из архива Дубровника свидетельствует о том, что уже в 1335 году Анна Неда вернулась в город.

Король Стефан Душан в Дубровнике

Этот документ показателен и другим – он явно демонстрирует, что изгнанники имели свиту, жили широко, как подобало царским особам, не считая свои финансовые возможности недостаточными для «поддержания стандарта». По всей вероятности, в первые месяцы своего пребывания в Дубровнике Анна Неда надеялась на некие перемены в Тырново, которые бы вернули ее семье власть. Однако, время шло, долги росли и в какой-то момент бывшая царица осталась без средств на оплату дома, в котором жила. Положение явно становилось все хуже, пока в 1337 году Анна неожиданно получила помощь от неаполитанского короля Роберто Мудрого (1277 – 1343).  Он прислал груз зерна, продав который Анна Неда могла получить необходимые средства.

В 1343 году король Роберто I умер, оставив трон своей внучке Джованне I (1343 – 1382). В 1345 году неаполитанская королева направила в Дубровник для Анны Неды новый груз зерна, а в 1346 году то же герцог Дураццо Карл.

Роберто I Мудрый
Джованна (Иоанна)I

Ответ на вопрос, что заставило неаполитанскую королевскую семью помогать болгарской царице в изгнании дает «Царство славян» – известный исторический труд просветителя из Дубровника Мавро Орбини. К сожалению, рассказ его довольно запутан, так как объединяет как минимум трех человек – братьев Ивана Стефана и Шишмана, а также воображаемого самозванца из Дубровника по имени Никола Цапина.  Однако, давайте дадим слово самому Орбини и с некоторыми усилиями попытаемся восстановить истину.

В ту пору в Зете объявился человек по имени Никола Цапина, муж весьма низкого звания, бывший в молодости слугой у неких рагузинцев. Ходили слухи, что он был сыном бедняка из Зеты. Но позже, будучи очень хитрым и ловким, он стал выдавать себя за Шишмана, сына болгарского царя Михаила, павшего в бою (как было сказано ранее). После смерти своего отца он три года жил со своей матерью. Некоторые ему верили, другие – нет. Собрав несколько друзей, он надел военную форму Неаполитанского королевства, которым тогда правил король Роберто, или, как считают другие, Людовик, бывший прежде правителем Тарента.

«Царство славян»

Появление указанного Цапина в исторических источник привело к тому, что большая часть исследователей отнеслись с пренебрежением к этой информации и не связывали ее с личностью свергнутого болгарского царя Ивана Стефана. Очень жаль, ибо загадка – царем или самозванцем бил отправившийся в Неаполь человек и откуда возникло имя Николы Цапина – имеет ответ. И его нам однозначно дает историк из Дубровника Джакомо ди Пьетро Лукари, согласно которому, чтобы обмануть агентов болгарского и сербского дворов,  царица Анна Неда объявила, что ее сын умер, и даже организовала «погребение» в бенедиктинском  монастыре на остров Крон. Вместо царя похоронили умершего сына одного местного торговца. Более того, согласно Лукари, после этого представления Иван Стефан использовал личность умершего молодого человека и под именем Николы Цапина покинул Дубровник.

Далее продолжим рассказ словами Орбини, согласно которому, плывя в Константинополь, беглец сошел на итальянский берег и решил остаться в Неаполитанском королевстве, которым в то время правил король Роберто…

Объявив себя болгарским царем, Цапина встретил радушный прием у упомянутого короля. Выполнив немало его поручений, касающихся, в частности, поимки неких бунтовщиков, он завоевал расположение короля, который дал ему в жены свою вдовствующую сестру, рожденную его отцом вне брака. Она была матерью албанского магната Карла Тобии (Tobia), которого называют также Карл Токия (Tochia), Тозия (Tosia) или Топия (Topia).

Здесь Орбини допускает ошибку, смешивая личности двух внебрачных дочерей – князя Филиппа I де Таранто (1294 – 1331) и короля Роберто. Совершенно точно, Иван Стефан не был женат на дочери Роберто, поскольку из многочисленных исторических источников известно, что после того, как она против воли своего отца вышла замуж за албанского князя Андрея Топия, молодоженов пригласили в Неаполь, якобы для примирения, где обоих казнили.

Скорректированные сведения Орбини подтверждаются и еще одним первоклассным историческим источником, Речь идет о двух письмах от 1357 и 1362 годов, отправленных тогдашним неаполитанским королём Людовиком Тарентским (1348 – 1362) Папе Иннокентию VI (1352 – 1362), обнародованные итальянским исследователем Матео Камера в 1889 году. В первом из них читаем:

Прибыл к нам в то время, благородный муж Людовик, император Болгарии, самый дорогой наш родственник, происходящий из прославленного рода покойной королевы Иерусалима, Сицилии и Венгрии (речь идет о неаполитанской королеве Марии Венгерской из династии Арпадов,  с которой болгарские  Шишимановцы были связаны через бабку Анны Неды – Маргариту Венгерскую), бабки Нашего Высочества и прабабки королевы. Он сообщил, что пятнадцать лет назад заключил брак с Марией из Тарента, природной дочерью покойного принца Тарент, отца Нашего высочества и таким образом – моей сестрой…

Имя упомянутого болгарского императора Людовика встречается и в других источниках того времени, ставя многих исследователей в затруднительное положение: как определить, о ком, в сущности идет речь – об Иване Стефане, его брате Шишмане,  о неизвестном третьем сыне Анны Неды или о возможном сыне Ивана Стефана и т.д.  и пр. Такие специалисты как Иван Божилов, Александр Бурмов и другие не смогли объяснить, откуда взялось чуждое православной традиции имя болгарского императора.

Однако, благодаря усилиям Яна Младжова, стало ясно, че именно в письмах Людовика Тарентского кроется ответь на вопрос, почему Иван Стефан был назван католическим именем Людовик:

Он (император Людовик Шишман) был катехумирован и по собственному его признанию, не переродился в церковном смысле. Но мы постарались задачу выполнить и случилось так, что сам император просил крещения от рук преподобного отца, архиепископа Неаполя, и принял это таинство всем сердцем под моим именем, с такой склонностью ума и исполнен честью…

В данном случае «катехумирован» является аналогом славянского понятия «оглашен». Речь идет о традиции, когда обряд крещения проходит человек зрелого возраста и, прежде чем совершится это таинство, он некоторое время, уже под своим христианским именем должен был изучать основные элементы веры. По правилам, такой человек входил в церковь через боковой вход, присутствовал только на первой части литургии должен был покинуть ее до начала святого причастия. В средние века католическая церковь существенно удлинила период оглашения, так были случаи, что люди ждали крещения десятки лет и даже проходили через него в конце жизни, непосредственно перед смертью (считалось, однако, что в случае преждевременной смерти такого человека его желание крещения – достаточная гарантия спасения его души).

Именно так еще при заключении брака с незаконнорождённой дочерью Филиппа де Таренто бывший принц Иван Стефан был назван Людовиком и объявлен катехумированным, ожидающим официального католического крещения.

Иван Стефан

Судя по всему, молодые люди прекрасно дополняли друг друга – у жениха было славное имя и блестящий титул (но не было реальной власти и силы, поскольку был свергнут с престола), а у невесты – поддержка богатого и сильного Неаполитанского королевства.

Так история Анны Неды и ее сыновей стала чуть более ясной, а фрагментарные сведения из архивов Дубровника и Неаполя приобрели смысл.

Перевод с болгарского. Источник. Заглавная иллюстрация — Царица Анна-Неда — святая Елена Дечанска, сербская икона

3 thoughts on “Анна Неда

  • 11.06.2021 в 21:30
    Permalink

    Спасибо Вам огромное за такие полезные и интересные статьи!

    Ответ
    • 12.06.2021 в 08:49
      Permalink

      Вам спасибо, что читаете 🙂

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.