Теофан Райнов – первый болгарский двойной агент.
Доцент доктор Петр Ненков
Теофан Райнов родился в Карлово в январе 1837 года. Его отец, учитель Райно Попович был родом из Жеравны, мать – Анастасия Гешова происходила из видного карловского торгового рода.
Теофан был ровесником и однокашником Васила Левского. Сперва он учился во взаимном училище и греческой школе, где преподавал его отец, а в1851 году поступил в училище святых Кирилла и Мефодия в Пловдиве. В 1855 году, закончив учебу он отправился в Константинополь, где начал работать в торговой конторе «Братья Гешовы».
В 1858 году умер его отец и Теофан отправился в Вену к своему дяде Христо Д. Гешову. Здесь он поступил в высшее торговое училище, а параллельно работал бухгалтером в торговой конторе. В 1860 году дядя умер и Теофан унаследовал большое торговое предприятие. В 1862 году он встретился с Георгием Раковским и с этого момента занялся революционной деятельностью. В 1863 году Теофан женился на Елизавете Мановой из Казанлыка. Два года спустя при родах Елизавета умерла, а вскоре умер и ребенок.
Райнов стал одним из лидеров болгарской эмигрантской колонии в Вене и активно включился в реализацию планов Раковского по освобождению Болгарии. Он жертвовал крупные суммы на закупку оружия и комплектование Первого болгарского легиона в Белграде. Несмотря на героизм, проявленный легионерами в боях с турками, 7 сентября 1862 года исполняя решения конференции Великих держав военный министр Сербии приказал распустить легион.
В том же году Раковский направил Райнова в Италию для изучения тактики итальянского национально-освободительного движения. Джузеппе Гарибальди как раз предпринял поход с острова Мальта против Неаполитанского королевства. Теофан добровольцем участвовал в этом походе, храбро сражался храбро и был произведен в капитаны. После окончания похода вернулся в Вену.
В сентябре 1864 года торговая фирма «Гешов-Райнов» объявила себя банкротом. Теофан был задержан венской полицией по обвинению в умышленном банкротстве и предстал перед судом. Он произнес блестящую речь в свою защиту, но несмотря на это был осужден и около года провел в тюрьме. Узнав о судьбе сына, Анастасия Гешова приехала в Вену и добилась аудиенции у самого императора.
После разговора с ней Франц-Иосиф приказал освободить Райнова. Тот вернулся в Болгарию и поселился в Пловдиве. В 1867 году он отправился в Константинополь, где включился в борьбу за независимость болгарской церкви.
В 60-е и 70-е годы ХІХ века болгарская революционная эмиграция организовала несколько чет (отрядов), которые переправлялись через Дунай и вступали в бой с турецкими войсками. Это заставило европейскую прогрессивную общественность с сочувствием заговорить о порабощенных болгарах.
Встревоженный этим султан Абдул Азиз в 1863 году приказал великому визирю Мехмеду Эмину Али-паше организовать в среде болгарской эмиграции эффективную шпионскую сеть. Али паша назначил адвоката Манола Иванова шефом разведки среди болгар и приказал ему найти еще нескольких доверенных людей.
Осенью 1868 года Манол Иванов предложил стать турецкими шпионами жившим в Константинополе доктору Георгию Мирковичу и Теофану Райнову. Однако, на встрече трое договорились, что вместо того, чтобы предавать болгарских эмигрантов, они будут помогать им избегать турецкой полиции. Так родилась первая болгарская организация для шпионажа и контршпионажа. Началась рискованная игра против турецкой разведки. Райнов получил агентурный псевдоним Иван и отправился в Румынию. Как главный турецкий шпион под прикрытием он имел задачу выяснить настроения среди болгарской эмиграции.
Получая сведения о намерениях турецких властей он передавал их революционерам в Бухаресте. Подерживал связь с Раковским, Каравеловым, Левским и Иваном Касабовым. Крупные суммы, полученные от турецкой разведки на подкуп болгарских революционеров, он передал на покупку типографии и издание газет «Дунавска зора», «Народност» и «Свободна България». Он также выделил крупную сумму на организацию революционной поездки Левского по Болгарии. Одновременно он отправлял в Константинополь рапорты полные дезинформации о болгарской революционной эмиграции в Румынии.
25 марта 1869 года Теофан Райнов участвует в учредительном собрании Болгарского революционного центрального комитета (БРЦК), на котором было принято решение отправить делегацию из двух человек для встреч с видными иностранными революционерами, чтобы попросить у них совета каким путем освобождать болгарский народ. В июне 1869 года Теофан Райнов и Райчо Попгръблев отправились в Западную Европу. В Женеве они встретились с видными русскими революционерами Александром Герценом, Михаилом Бакуниным, Сергеем Нечаевым и Николаем Жуковским. Говорили с ними о революции и будущей форме государственного управления и общественного устройства свободной Болгарии. В Лондоне они встретились с Джузеппе Мадзини. Идеолог «Молодой Италии» передал им письмо от Гарибальди, в котором тот выражал готовность явиться со своими добровольческими отрядами на Балканы, как только болгарский народ поднимет восстание.
Руководитель турецкой разведки узнав об этом европейском путешествии отправил в Румынию агента – грека Николаиди, с целью разоблачить и ликвидировать Райнова. Однако, Теофан узнал об этом и через Добри Войникова приказал группе четников выследить грека, ограбить и избить его. Разоблаченный Николаиди решил не жаловаться в полицию и вернуться в Константинополь. Райнов же моментально отправил своему шефу Манолу Ивнову гневный рапорт и попросил его больше не присылать таких неопытных агентов как Николаиди, которые своим неразумным поведением компрометируют его и ставят под угрозу его шпионскую деятельность среди болгарской эмиграции. Естественно, этот доклад был предназначен руководителю турецкой разведки, которому был немедленно передан Ивановым.
Однако, вскоре в результате предательства был арестован Миркович, который был брошен в тюрьму и подвергнут жестоким пыткам. Узнав об этом Теофан Райнов уехал в Цюрих. А великий визирь Али-паша, узнав о двойной игре своих болгарских шпионов, немедленно распустил шпионскую организацию.
В 1872 году Райнов вернулся в Константинополь и осенью того же года по протекции нескольких видных константинопольцев был назначен в Пловдив главным управляющим железнодорожной компании барона Гирша. На этом посту он оставался до 1877 года. Используя свое служебное положение, он принимал на работу людей, верных делу революции. Эти люди затем укрывали на своих станциях скрывавшихся от турецких властей участников Старозагорского и Апрельского восстаний – Захария Стоянова, Георгия Икономова, Панайота Волова и многих других.
Весной 1877 года турецкие власти заподозрили Райнова в подпольной деятельности.
Узнав о готовящемся аресте, он бежал в Триест. Оттуда перебрался в Бухарест. Во время русско-турецкой войны 1877-1978 годов Теофан служил чиновником в канцелярии русского императорского комиссара, князя Черкасского.
После Освобождения был назначен окружным правителем в Карлово, в 1879 – префектом Пловдива. С октября 1882 до января 1883 – помощник кмета (мэра) Софии. Затем околийский правитель в Омуртаге, окружной правитель в Хасково, Бургасе, Силистре, Видинк, Свиштове, Разграде, Трыне, Севлиево, Пазарджике и Кюстендиле. За вклад в создание болгарской государственности был награжден орденом Святого Александра. После выхода на пенсию в 1889 году вернулся в Карлово, где активно участвовал в общественной жизни.
Теофан Райнов умер в Карлово 18 сентября 1910 г. в возрасте 73 лет.