Болгарская «Слава» — подлодка-музей
Где-то около года назад я читал о намерении превратить последнюю болгарскую подводную лодку «Слава» в музей. И вот недавно нашел в одном из блогов материал, посвящённый этому музею. Перевел его, постаравшись сохранить авторский стиль, и предлагаю вашему вниманию. Курсивом даны мои примечания к оригинальному тексту.
«Нам редко попадалось что-то настолько же уникальное как музей подводного плавания – последняя болгарская подлодка – «Слава». Этот пост не будет похож на мои обычные рассказы о путешествиях по лесам и селам. Долго думал, как его написать так, чтобы он был информативным и передавал личные впечатления, но не превратился в словоизлияние, достойное лишь вечерних посиделок за рюмкой. Начну с небольшой предыстории, продолжу сведениями о самой подлодке и закончу моими личными впечатлениями от музея. Я буду выкладывать фото, ко многим из которых, к сожалению, не могу дать пояснений. Большинство приборов в подлодке – иностранные и подписаны на русском языке. О предназначении некоторых нам рассказал экскурсовод, но вам лучше услышать этот рассказ самим.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/Slava_podvodnaya_lodka-1024x701.jpg)
Впервые подводная лодка была принята на вооружение болгарских ВМС в 1916 году. Но история болгарского подплава началась намного раньше. Еще в 1907 году в болгарском флоте служил первый офицер-подводник – Рашко Серафимов (интересная личность, кстати, надо будет о нем отдельно написать). Он стажировался во Франции и России и первым в истории провел безперископную атаку по гидроакустическому пеленгу.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0066-600x400-1.jpg)
В 1916 году Германия передала Болгарии первую подводную лодку UB-8, которая была переименована в «Подводник №18». После окончания Первой мировой войны подлодка была уничтожена, а Болгарии было запрещено иметь подводный флот.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/07/5785-1024x751.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/5850-1024x726.jpg)
Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда от Советского Союза были получены три лодки проекта MX-V («Малютка»). В 1958 болгарский флот получил две более современных лодки проекта 613 (по классификации НАТО — «Whiskey»), а впоследствии – 4 еще более современных лодки проекта 633 («Ромео»).
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0077-600x400-1.jpg)
Период 1985 – 1990 годов был временем расцвета болгарского подводного флота, когда под болгарским военно-морским флагом одновременно активно эксплуатировались 4 из 10 лодок. Болгария в те годы входила в десятку стран, обладавших собственным подводным флотом. После 1990 года экономические и политические факторы оказали на него свое влияние и подлодки одна за одной выводились из его состава. Последней, в 2011 году из состава болгарского ВМФ была выведена «Слава».
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0091-1024x682.jpg)
«Слава» — дизель-электрическая подлодка проекта 633. Построена в 1959 году, на вооружение болгарских ВМС поступила в 1985. В 1990-е годы практически не эксплуатировалась из-за исчерпания ресурса аккумуляторных батарей. В 1998 году на лодку были установлены новые батареи и до 2011 года она участвовала в нескольких учениях (в том числе международных) и патрулировании Черноморского побережья.
В 2011 году «Слава» была официально выведена из состава ВМФ и подарена общине (муниципалитету) Варны. Из-за отсутствия у общины средств будущее лодки представлялось далеко не светлым – ожидалось, что ее порежут на металлолом. Однако, местные бизнесмены из фонда «Белославско стъкло» выкупили ее у общины. Благодаря пожертвованиям и безвозмездному труду добровольцев – бывших подводников — в августе 2020 года музей подводного флота открыл свои двери (наверное, правильнее сказать – люки) для посетителей.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0095-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0105-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0102-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0097-600x400-1.jpg)
Лодки проекта 633 строились с 1957 по 1961 г. В этот период было построено 133 лодки, из которых к настоящему времени 75 сняты с вооружения. 20 лодок продолжают нести активную службу в Северной Корее, 4 – в Египте. Во время Холодной войны Китай имел на вооружении 83 лодки, из которых, как минимум, 13 сохранились в качестве учебно-тренировочных объектов.
Технические данные:
Длина – 76.7 м,
Ширина 6.7 м,
Осадка – 5.2 м,
Два дизельных двигателя, мощностью по 2000 л.с. каждый, и два электродвигателя, мощностью по 1350 л.с. каждый.
Винтов – 2,
Скорость. В надводном положении – 15.3 узла, в подводном – 13.2 узла
Дальность плавания. В надводном положении – 14 590 морских миль, в подводном – 350 морских миль.
Запас дизельного топлива – 240 т.
Глубина погружения. Рабочая – 270 м, максимальная – 300 м,
Экипаж – 52-65 человек, в том числе 9 офицеров
Автономность – 60 дней в открытом море, 600 часов в подводном положении.
Вооружение – 8х533 мм торпедных аппарата – 6 передних и 2 задних.
Боекомплект – 14 торпед или 28 морских мин.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0109-600x400-1.jpg)
Последний причал «Славы» находится возле музея белославского стекла. Хороший ориентир – южный терминал белославского парома. Там есть несколько паркингов, где можно оставить машину. Рабочее время двух музеев – с понедельника по субботу с10:00 до 15:00. Вход осуществляется каждые полчаса ограниченными по численности группами. Билет в музей стекла стоит 8 левов, на подлодку – 12 левов.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0112-600x400-1.jpg)
О музее стекла сказать особенно нечего. Краткая лекция, затем демонстрация изготовления вручную декоративных фигурок. Это не то, ради чего нужно ехать туда. Предполагаю, что большинство посетителей там были согласны с нами и просто ждали своей очереди на подлодку.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0114-600x400-1.jpg)
Подлодка разделена герметичными перегородками на 5 отсеков. Два из них – передний торпедный и задний двигательный все еще недоступны для посетителей, хотя открыты и можно посмотреть их через люк. В планах организаторов – продолжить работы и, возможно, в следующем году откроют для посещения и эти отсеки. Рубка также недоступна. То есть, сейчас можно попасть в три отсека.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0116-600x400-1.jpg)
Как вам – три из пяти отсеков в и без того узком пространстве подлодки? Тесно? А теперь давайте, представьте, что они набиты 20-30 туристами, которые пытаются все потрогать и сфотографировать. Кто-то пытается развернуться с рюкзаком на плечах, кому-то стало душно, и он пытается выйти через вход (движение здесь одностороннее – вход по узкой лестнице (трапу) спереди, выход – по узкой лестнице (трапу) сзади), дети кричат, матери раздают подзатыльники, отцы пытаются слушать экскурсовода, который рассказывает что-то уже на два отсека впереди, потому что они отстали… Тесно!
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0125-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0121-600x400-1.jpg)
Но музей открыт буквально на днях. Организаторы выглядят серьезными людьми и надеюсь, что в ближайшем будущем они придумают, как организовать экскурсии получше. Возможно, внешняя экспозиция, которая немного разрядит поток людей. Возможно, большая часть рассказа будет вынесена наружу, где слышно лучше…
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0137-400x600-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0132-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0138-600x400-1.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0156-600x400-1.jpg)
Слышал мнение, что место подлодки не у причала в Белославе, а у морского вокзала в Варне, где ее может посетить в 10 раз больше людей. Не представляю, как в 10 раз больше людей набьются в это пространство. Хорошо, движение одностороннее, теоретически можно создать непрерывный поток – одни входят сзади, выходят спереди, уступая место следующим. Но на практике всегда есть люди, которые не понимают этого и двигаются «против шерсти». А на узкой лестнице они могут парализовать все движение.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0141-600x400-1.jpg)
С позиции диванного эксперта удивлен, неужели не лучше входить и выходить в двери, вырезанные в корпусе на одном уровне с палубой? Это бы облегчило доступ инвалидам (людям с ограниченными возможностями), который сейчас не возможен и, самое главное – дало бы возможность более легкой эвакуации в случае аварии. Я не видел аварийного выхода.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0149-600x400-1.jpg)
Экскурсии – на высшем уровне. Экскурсоводы – ветераны-подводники, служившие на такой же лодке. Или по крайней мере, нам попался такой. Очень жаль, что не смогли узнать его имя. Для этого человека подлодка – не просто машина, а дом, восстановленный после землетрясения, пожара и сноса. Дом, которым он гордится и хочет вам показать. Были и технические подробности, и моряцкие истории, и личные переживания.
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/IMG_0106-600x400-1.jpg)
В сети я нашел видео и снимки подлодки прошлых лет. Видел разницу между ней в последнем походе в 2011 году и в 2019, когда она была доставлена буксиром в Белослав из военно-морской базы Варна. За 9 месяцев большая часть внешнего корпуса восстановлена и укреплена. С внутренних частей удалены плесень и ржавчина. Огромный труд, чтобы мы могли прикоснуться к единственной в своем роде сохранившейся частице болгарского прошлого.
Флаг «Славы» можно увидеть в Военно-морском музее в Варне.
Все фотографии, кроме исторических снимков «Подводника №18», взяты из оригинального поста.
В дополнение несколько видео, фото и карта для тех, кто захочет посетить музей
Последний поход «Славы»
Переход «Славы» к месту последней стоянки. Съемки с дрона
Спасение экипажа подводной лодки «Слава». Учения 2007 года.
Последняя болгарская подлодка «Слава». Фильм Министерства обороны Болгарии. 32 минуты
Торжественное открытие музея 18.08.2020. Фото Болгарского национального радио
Крайний слева — капитан первого ранга Камен Кукуров — начальник штаба ВМС Болгарии и последний командир «Славы»
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/da3c59fef7b0cd8630871cf260394002.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/eb0feccbe4b42726f799918b12d800b4.jpg)
![](https://bratushka.ru/wp-content/uploads/2020/09/b9af6b20ef3de7f3693f845fdc3076ab.jpg)
К сожалению, на карте сама «Слава» не обозначена. Ориентируйтесь по музею стекла и причалу парома
Возможно, вам буде интересно прочитать другие материалы, связанные с флотом: