Золотой клад из Панагюриште

и другие события 8 декабря в истории Болгарии

8 декабря 1949 года (70 лет назад) в двух километрах от города Панагюриште был найден один из наиболее известных золотых кладов, обнаруженных на территории Болгарии. Девять золотых предметов общим весом 6164 грамм: фиала, амфоры  и ритоны, на внешних стенках которых изображены сцены из греко-тракийской мифологии, изготовлены  в конце IV или начале III века до нашей эры.

Сокровище было обнаружено тремя братьями: Павлом, Петко и Михаилом Дейковыми, когда они заготавливали глину для находившейся неподалеку фабрике по производству черепицы.

Высокая художественная ценность найденного в Панагюриште клада не вызывала сомнений. Он привлек пристальное внимание специалистов. Их интересовало несколько вопросов: Где изготовили роскошный сервиз? К какой эпохе его следует отнести? И наконец, каким образом попал он в тайник, раскопанный братьями Дейковыми?

Димитрий Цончев, бывший в те годы директором Национального музея в Пловдиве, в своей монографии «Золотой клад из Панагюриште», опубликованной по следам событий, писал: «Сосуды родом из Афин, их создали в одной из тамошних мастерских. Вероятно, в V или IV веках до нашей эры, в так называемую классическую эпоху древнегреческого искусства».

Ритон

Но как объяснить то, что амфора снабжена не одним, а двумя отверстиями? И что, следовательно, из нее могли пить одновременно два человека, вероятно, на братство? В Древней Греции не было такого обычая. Пили на братство в других землях: у скифов, у персов.

Ученые обратили внимание и на то обстоятельство, что в панагюриштенских ритонах важное значение придавалось проработке второстепенных деталей. В греческом искусстве классической эпохи дело обстояло скорее наоборот.

Фиала

Не могли не увидеть — при всех достоинствах декора — и некоторые недоработки в пропорциях и кое-какие другие погрешности, просто немыслимые в творениях классической эпохи искусства Древней Греции.

Клад был найден близ Панагюриште и, следовательно, на территории Древней Тракии. То, что это не древнетракийское искусство — во всяком случае в его «чистом» виде,— специалисты разобрались довольно быстро. Но нельзя было и утверждать, что панагюриштенские кубки были изготовлены в Аттике или других коренных древнегреческих землях.

Ведь именно в Аттике, даже в III—II веках до нашей эры, когда высокий классический стиль уже повсеместно клонился к упадку, он все-таки сохранялся в наиболее чистом виде.

Так где же все-таки и когда изготовили кубки?

Кубки появились на свет в греческом центре, находящемся за пределами материковой Греции — к такому выводу приходит болгарский исследователь Иван Венедиков. Но этот центр был, образно говоря, своего рода ответвлением эллинистического искусства, «ветвью, потерявшей чистоту происхождения».

На вопрос о том, как назывался этот центр, и где, собственно, он находился, Венедиков ответил: «Похоже, что это малоазиатский город Лампсак».

Поселение — еще за несколько веков до новой эры — основали греки-ионийцы. Первоначально греческая колония располагалась на берегу Дарданелл, напротив Галлиполийского полуострова, на землях, издавна принадлежавших одному из здешних фракийских племен. Уже в IV веке до нашей эры начали чеканить в городе деньги. Он богател на торговле с другими местными колониями, с Грецией, с малоазиатскими государствами, и аккуратные золотые кружки с изображением крылатого коня, которые чеканили в Лампсаке, стали одной из красивейших золотых монет древности.

В бурном четвертом веке до нашей эры он одно время находился под персидским игом, потом, освободившись, стал союзником Афин, потом был снова захвачен персами, потом по его улицам и площадям маршировала железная пехота Александра Македонского. Во времена эллинизма здешние золотых дел мастера были широко известны.

Но почему же все-таки Лампсак? На фиале и на ритоне-амфоре находились — на это обратили внимание еще в самом начале исследования — какие-то выгравированные знаки-цифры. В этом, конечно, не было ничего нового: на сосудах, изготовленных из драгоценных металлов, цифры встречаются достаточно часто. Они указывают вес, выраженный в условных единицах, приравненных к количеству золота. В персидских статерах, если речь шла о золотых изделиях, и в греческих драхмах, коль речь шла о серебре.

ритон

Эти цифры и привлекли внимание Венедикова. Ученому не составило большого труда определить, что в основе соотношения между весом фиалы и содержанием в ней золота лежала персидская система исчисления. Еще точнее: персидские монеты, персидские статеры, которые чеканили в греческих городах Малой Азии. Ближе всех остальных статеров (по весу и, следовательно, по содержанию золота) к искомому оказался статер, чеканившийся в Лампсаке. Именно в этом городе персидский статер в IV веке до нашей эры был чуть полновеснее обычного.

А о том, что искомый город наверняка находился в Малой Азии, свидетельствовало и то обстоятельство, что на сосуде находилась еще одна цифра, и это была греческая цифра. Только в Малой Азии могло иметь смысл подобное двойное греко-персидское исчисление. Вот такая сложная родословная: греческие ювелирные мастерские в малоазиатском городе Лампсаке, стоявшем на тракийской земле.

Каким же образом малоазиатские кубки оказались зарытыми в землю возле Панагюриште? Есть гипотеза, по которой бесценный, уникальный набор, вероятно, принадлежал человеку знатному и богатому. Скорее, всего кому-то из ближайших сподвижников Лисимаха.

Купил ли он бесценные кубки, взял ли силой? А может быть, клад был захвачен еще в ту пору, когда перед Александром склонялись один за другим малоазиатские города? И, как это нередко бывает, переходил из рук в руки.

В 287 году до нашей эры кельты вторглись в пределы нынешней Болгарии. Годом позже, опустошив Македонию, они проникли во Тракию, а через Фессалию — в Грецию. В какой-то момент владелец клада счел разумным спрятать свое драгоценное сокровище. Уходил ли он от погони? Просто спасался бегством? Трудно сказать.

Сегодня клад хранится в Национальном историческом музее в Софии. Фракийское золото из музея выставляется также в других городах страны и за рубежом. В 2013 году клад из Панагюрище выставлялся в Историческом музее в Москве, а в 2014 — в парижском Лувре.

По материалам сайта Мир искусства, сайта музея Панагюриште.

8 декабря 1204 года кардинал Лев посетил болгарскую столицу Тырново и от имени Папы Иннокентия III короновал Калояна как царя Болгарии, а архиепископ Василий получил титул примаса.

8 декабря 1874 года вышел первый номер газеты «Знамя», редактором которой был Христо Ботев.

8 декабря 1888 года Пятое Обыкновенное народное собрание Болгарии приняло закон об учреждении высшего училища в Софии. Впоследствии высшее училище стало Софийским университетом Св. Климента Охридского.

8 декабря 1903 года в Болгарии первый раз отмечался праздник Софийского университета, который до наших дней отмечается как праздник всех болгарских студентов.

В этот день родились:

1888 год — Владимир Стоянов Заимов — болгарский офицер, генерал-полковник, Участник Балканских и Первой мировой войн. Во время Второй мировой войны выступал против участия Болгарии в войне на стороне Германии. Работал на советскую разведку под псевдонимом «Азорский».

1914 год — Полина Недялкова — первая женщина-генерал болгарской армии.

Ее родителями были коммунисты Антон и Цветана Недялковы. Отец в 1924 году был осужден к смертной казни за участие в Сентябрьском восстании, смог бежать в СССР. В 1926 году к нему переехала семья.

В 1936 Полина закончила эксплуатационный факультет Военной академии механизации и моторизации РККА в Москве и стала инженер-механиком автобронетанковой техники. В 22 года в звании капитан отправилась добровольцем в Испанию, где участвовала в Гражданской войне как инженер по ремонту в единственной танковой бригаде Республиканской армии. Вывезла с линии фронта 7 подбитых итальянских танков, за что получила свою первую боевую награду — Орден «Красного знамени».

22 июня 1941 г. – по воспоминаниям главного маршала артиллерии СССР Н. Н. Воронова, П. Недялкова как помощник-дежурный по Бронетанковому управлению Генштаба Красной армии открыла секретный пакет о мобилизации. Участвовала в Великой отечественной войне в составе Второго украинского фронта. Победу встретила около Братиславы.

Инженер-полковник Недялкова вернулась в Болгарию в 1952 г. и поступила на службу в Болгарскую народную армию. Участвовала в развитии болгарских бронетанковых войск, в техническом перевооружении и модернизации армии. Назначена начальником Автотракторного управления Министерства народной обороны, позже — заместителем начальника Главного автобронетанкового управления.

В 1974 году произведена в звание генерал-майор, став первой женщиной-генералом в Болгарии. Умерла в 2001 году в Софии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.