Забытый страж болгарского неба

Антон Оруш

Когда рассматриваем историю болгарской авиации, каждая крупинка информации является ценной. Почти неизвестны широкой общественности пилоты первых лет существования болгарских ВВС, а внимание часто обращено на их коллег из 1940-х годов.

Смелые рыцари неба, однако, были в Болгарии и до Второй мировой войны. Один из них — поручик Владимир Балан, брат личного секретаря царя Бориса ІІІ Станислава Балана и сын академика Александра Теодорова-Балана – первого ректора Софийского университета. Поручик был одним из первых профессионально подготовленных болгарских военных летчиков, мастерски выполнявшим боевые задания во время Первой мировой войны.

Балан-младший родился 21 сентября 1895 года в городе Прасберг (тогда в Австро-Венгрии, сегодня – Мозире, Словения) и позже учился в колледже в Стамбуле. Там произошло событие, предопределившее его жизнь

Однажды, летом 1909 года, учитель повел класс, где учился Владимир на авиационную демонстрацию, проводившуюся известным французским авиаконструктором и пилотом Луи Блерио. Хотя полет закончился для авиатора неудачно, Балан был глубоко потрясен увиденным и непреодолимо влюбился в авиацию. Настолько, что превратил эту страсть в свою профессию и судьбу. 

Вернувшись в Софию, в 1912 году поступил в Военное училище.  Еще будучи юнкером, он был зачислен в «аэропланную роту» при Технической дружине. Командиром этой роты был Радул Милков (о котором я уже рассказывал). После этого началась его профессиональная жизнь, более интересная, чем какой-нибудь боевик. 

25 августа 1915 года он произведен в чин подпоручика. Летом 1916 года прошел курс обучения пилотированию в Аэропланном училище в Софии и был назначен в I-е аэропланное отделение Воздухоплавательной дружины Инженерных войск.

Балана направили на Южный (Македонский) фронт. Работа болгарской авиации там заключалась, в основном, в разведке. Причиной этого было слабое вооружение болгарских самолетов и восьми-десятикратное численное превосходство авиации противника.

В июне 1916 года Балан вместе с еще несколькими летчиками был командирован в Германию, чтобы специализироваться в авиаразведке, корректировке артиллерийского огня и освоить новые типы самолетов. Был причислен к 70-му прусскому аэропланному отделению, находившемуся на Западном фронте, во Франции, юго-восточнее Вердена на аэродроме Лебарак. В течение года он совершал боевые вылеты на современных для того времени самолетах Альбатрос C.III и Альбатрос С.V.

С этого момента началась его, полная приключений,  жизнь, описанная в автобиографической книге «Спомени летят» («Воспоминания летят»).

Во время своей службы поручик Балан вел дневник, в который записывал важные случаи и факты, пока воспоминания о них  были еще свежими – десятки разведывательных полетов, специфика самолетов, воздушные бои, одержанные при помощи летного мастерства  славные победы над  английскими пилотами, волнующая работа вместе с немецкими и болгарскими асами воздушной войны. Большинство глав начинаются с даты описываемого события

Книга описывает жизнь Балана в этот период, его профессиональную деятельность в небе, а также его усилия для модернизации болгарской авиации. Он лично отправился в Германию, чтобы приобрести для  болгарской армии современные самолеты и вместе с  известным летчиком капитаном Симеоном Петровым посетил несколько  авиационных заводов, изучил их оборудование и документацию, чтобы по их образцу создать будущий болгарский авиационный завод –  Държавна аеропланна работилница – ДАР (Государственную аэропланную мастерскую) в Божуриште.

Произведен в чин поручик 30 мая 1917 года.  Направлен во Вторую болгарскую армию пилотом I-го аэропланного отделения.

8 июля 1917 года Владимир Балан атаковал эскадрилью британских самолетов, направлявшихся к военным складам около Петрича. Он сбил самолет командира эскадрильи капитана О’Дуайра. Летом 1918 года вместе с полковником Мустаковым он вновь посетил Германию, чтобы познакомиться с организацией воздухоплавательного дела, предполагая использовать немецкий опыт в Болгарии. В 1919 году при общем сокращении армии после поражения в войне уволен в запас.

После войны Балан учился в Политехникуме в Вене, изучал авиастроение в Брауншвейге, а затем преподавал там. С группой студентов он построил оригинальный спортивный самолет. В 1932 году вернулся в Болгарию, работал директором ДАР-Божуриште, а с 1934 по 1938 год – в «Български Капрони» – филиале итальянской авиастроительной фирмы «Капрони» в Казанлыке. Некоторое время провел в Лиме, Перу в качестве торгового представителя фирмы.

Инженер Балан заразил любовью к авиации многих софийских юношей. Он руководил авиационным кружком во Второй Софийской мужской гимназии. Члены кружка построили безмоторный планер, а многие из них впоследствии стали летчиками.

Во время второй мировой войны Владимир Балан был начальником авиаремонтной мастерской в Скопье. После 9 сентября 1944 года он отказался угнать самолет и бежать на Запад. Он вернулся в Софию и 29 сентября был уведен из дома группой коммунистов под командованием известного коменданта народной милиции Льва Главинчева. С того момента какие-либо сведения о нем отсутствуют.

Есть версия, что он был отправлен в СССР и работал на одном из советских авиазаводов, но более вероятно, что Владимир Балан был убит без суда и следствия. 

По материалам сайта «Болгарская история»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.