Васил Златаров — один из «отцов» болгарской авиации

3 ноября 1869 года родился Васил Иванов Златаров – болгарский офицер, полковник инженерных войск. Златаров считается основателем и организатором болгарского воздухоплавания и авиации, первым болгарином, совершившим полеты на воздушном шаре, безмоторном планере и аэроплане. Он также произвел первую в истории болгарской авиации (а по некоторым сведениям – первую в Европе) авиационную бомбардировку.

Васил Златаров. Фото из статьи: https://tech.wikireading.ru/14506

Васил Златаров родился в Гюргево (Джурджу), Румыния в прогрессивной семье. Его мать Николина Златарова, человек с гордым и свободолюбивым характером, была сподвижницей на Христо Ботева.

Васил окончил гимназию в Русе и 10 октября 1888 года поступил на военную службу. В 1891 году он окончил Военное училище в Софии и в чине поручика был зачислен в пионерные части. Служил в железнодорожной и первой пионерной дружинах.

В 1892 году во время Первой болгарской выставки в Пловдиве он в составе пионерного подразделения обеспечивал демонстрационные полеты аэростата «Ле Франс».

После этого Васил посвятил свою жизнь воздухоплаванию, просветительской деятельности и пропаганде роли воздухоплавания в военном деле.

По его просьбе в 1902 году он был направлен для обучения в Россию – в Учебный воздухоплавательный парк в Гатчину. В то время он был единственным иностранным офицером, допущенным в Учебный парк. Блестяще закончив курс, он вернулся в Болгарию, где был назначен начальником небольшой воздухоплавательной команды при Второй пионерной дружине в Софии. В этой команде проводили опыты с воздушными змеями.

воздушный шар «Ле Франс» в Пловдиве, август 1892 г. Фото из статьи: https://tech.wikireading.ru/14506
В корзине аэростата — французский воздухоплаватель Эжен Годар и два болгарских офицера: Златаров и Кенчев. Фото из статьи: https://tech.wikireading.ru/14506

В 1904 году Златаров был назначен ротным командиром в Пятую дружину, а воздухоплавательную команду возглавил другой энтузиаст – Харалампи Джамджиев. Встреча этих двух людей положило начало их сотрудничеству и предопределило будущее болгарской авиации.  Построенные ими двухплоскостные змеи поднимали груз весом до 70 кг. Эти исследования стали базой для создания небольших, но стабильных в полете планеров. Демонстрационные полеты этих безмоторных аппаратов с горных склонов на территории Софийского военного лагеря положили начало планерному спорту в Болгарии. Однако, по решению высшего командования воздухоплавательная команда вскоре была расформирована.

В конце 1905 года Златарову было поручено представить план организации и структуру нового воздухоплавательного отделения. Отделение было сформировано 28 февраля 1906 года. К сожалению, не были ясно сформулированы его задачи, и оно не обладало практически никакими ресурсами. Из-за отсутствия аэростатов, Златаров вновь занялся конструированием воздушных змеев и планеров, а также разработкой плана развития воздухоплавания. План включал в себя в первую очередь изучение европейского опыта и использование его в Болгарии, а также строительство собственных аэростатов. В 1906 году Васил изучает французский опыт и наблюдает полеты Сантос-Дюмона на новом типе летательного аппарата – самолете. Несмотря на то, что сами полеты произвели на него сильное впечатление, Златаров считал самолеты недоступными для Болгарии и приобрел аэростат объемом 360 м3 и канатом длиной 300 м. Уже в Болгарии был изготовлен аппарат для наполнения аэростата газом и различные приспособления.

Баллонное отделение на занятиях, 1909 г. Фото ОТСЮДА

В 1909 году, снова посетив Париж, Златаров понял, что будущее – за летательными аппратами тяжелее воздуха. Для пропаганды самолетов Златаров вместе с Симеоном Добревским организовали полеты в Болгарии русского авиатора Б.С.Масленникова. В этом же году Златаров занял должность начальника воздухоплавательного отделения при железнодорожной дружине.  15 ноября 1910 года он стал первым болгарином, совершившим полет на аэроплане. Правда, в качестве пассажира русского летчика.  

Первый «боевой подъем» болгарского аэростата «София-1». Фото из статьи: https://tech.wikireading.ru/14506

Из материалов, приобретенных в России в Болгарии по проекту Златарова и Казанджиева был изготовлен первый отечественный аэростат – «София-1» объемом 640 м3.

1 августа 1912 года он получил право свободного полета и позже использовался в ходе Балканских и Первой мировой войн.

Как командир на воздухоплавательного отделении и человек, глубоко погруженный в теорию и практику воздухоплавания начала ХХ века, Васил Златаров  был убежден, что привязной аэростат слишком уязвим и не имеет будущего в военном деле. И, несмотря на то что направил Продана Таракчиева в Россию изучать управление аэростатами, он одновременно изучал технические характеристики и предложения производителей самолетов.

 Златаров подготовил технические требования, которым должны были отвечать аэропланы, закупаемые для болгарской армии.

В 1911 году Васил Златаров был назначен командиром технической роты железнодорожной дружины, а позже – командиром воздухоплавательного парка.

Болгарские солдаты обучаются обращению с аэростатом, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Во время Балканской войны Златаров организовал около города Мустафа-паша (Свиленград) базовый аэродром и службу технического обслуживания аэропланной техники, включая первую полевую мастерскую для ремонта самолетов. 17 ноября 1912 года на самолете Блерио XI пилот — итальянский доброволец Джованни Сабели, и наблюдатель – майор Васил Златаров, сбросили несколько бомб на турецкие позиции у города Одрин (Эдирне).

Болгарский разведывательный аэростат в районе Одрина, 1912 год. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

В 1915 году Златаров назначен командиром понтонной дружины. Во время Первой мировой он сначала был назначен командиром телеграфного парка при Штабе действующей армии, а в 1916 году возглавил Воздухоплавательную дружину, состоявшую из баллонного (аэростатного) и аэропланного отделений. Он вновь создал полевую мастерскую, которой руководил Симеон Петров. Командиром аэропланной группы был Радул Милков.

По оценке историков авиации, в тяжелых военных условиях, при нехватке запчастей и сравнительно быстро устаревавшей технике, созданная Златаровым система организации полетов и ремонта техники, а также его личное участие в боевых действиях  способствовало поддержанию в молодой болгарской авиации постоянной высокой боевой готовности и высокого боевого духа первых болгарских военных летчиков. 14 октября 1917 года Златарову было присвоено звание полковник.

Подполковник Васил Златаров в кабине наблюдателя биплана Albatros C.III, “Тутракан”,, 1918 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

После войны по условиям Нёйиского договора болгарская авиация подлежала уничтожению. Васил Златаров оказался среди офицеров, уволенных в запас «для уменьшения эффективности армии». Он работал как чиновник, пытался держать магазин.

Сильно ухудшившееся состояние здоровья отдалило Златарова от болгарской авиации и не позволило ему принять активное участие в ее возрождении в середине 20-х годов ХХ века.

Златаров написал и опубликовал первую в Болгарии работу «Записки по воздухоплаванию», первые учебники по аэростатам, метеорологии, разработал программы обучения аэронавтов и пилотов самолетов, инструкции по приобретению аэропланов и их боевому использованию.

Васил Златаров умер в Софии 17 мая 1932 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.