Призрачная армия, Самодивское сборище

и другие легенды села Осиково

Некоторое время назад я уже рассказал вам несколько преданий села Осиково. Даже удивительно, как много мифов и легенд хранит это совсем небольшое село на границе Пиринского и Родопского краев. Первая часть ЗДЕСЬ.

Призрачная армия

Местность Кладенец близ Осиково, по словам местных жителей, хранит множество тайн минувшего. Среди пожилых людей она пользуется мрачной славой места, в котором лучше не задерживаться надолго. Предания гласят, что некогда оно стала ареной кровавой битвы между болгарами и османами – одной из последних, если не самой последней. Источники не могут точно датировать это сражение, но считается, что оно произошло вскоре после падения Второго болгарского царства.

Малочисленное болгарское войско отступало к труднодоступным горным районам, вероятно после неудачи восстания Константина и Фружина в 1408-1417 г. Преследовавшая их намного более многочисленная и хорошо экипированная османская армия, однако, плохо знала местность, и болгары надеялись использовать это обстоятельство в свою пользу.

В середине зимы замерзшие, голодные и измученные болгарские воины смогли добраться до местности Кладенец, которую хотели превратить в укрепленную позицию для отражения противника. Они не знали, что османы успели подкупить местных пастухов, которые показали им кратчайшие пути через горы. По этим тропам часть турецкого войска вышла в тыл болгарам.

Окруженные со всех сторон врагами, болгары не имели надежды на спасение и приготовились к последнему бою. Согласно преданию, никто из них не уцелел, но земля, пропитанная кровью погибших, сохранила память о случившемся.

Говорят, что люди, случайно оказавшиеся в местности Кладенец ночью, часто видят фигуры, двигающиеся во мраке, слышат крики сражающихся, стоны умирающих, ржание коней и звон оружия. Ночью место как будто превращается в сцену, где снова и снова повторяется трагический спектакль минувшего, где актеры – мертвые воины, навсегда плененные оковами небытия, а случайные путники – невольные зрители.

Самодивское сборище

Легенды о самодивах – одна из особенно примечательных частей культурного наследия Балкан. Самодива, чьи корни происходят из славянской мифологии, подобно своему греческому эквиваленту – дриаде, считается бессмертным духом-защитником лесов, озер и животного мира. Самодив обычно описывают как молодых женщин неземной красоты, с длинными волосами и таинственным взглядом, одетых в свободную белую одежду. Отношение самодив к людям нередко бывает враждебным из-за вреда, который человек склонен наносить окружающей природе.

Примерно в 20 километрах от Осиково по направлению к Родопам находилось «Самодивское сборище» — местность, которая по воспоминаниям людей была чрезвычайно красива. Через две большие лесные поляны, окруженные обширным хвойным лесом, текла река Канина. По середине, поблизости от реки молчаливо возвышалась огромная одинокая сосна, чей возраст превышал тысячу лет. Это место столетиями завораживало людей своей красотой. Руины римских минеральных бань все еще заметны среди того, что осталось от лесного массива.

Согласно народным преданиям, по вечерам вокруг высокой сосны собирались для своих забав самодивы из Родопских гор. Самые искусные музыканты из окрестных сел играли им, а они танцевали свои магические хоро. Было это или нет, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, потому что «Самодивское сборище» больше не существует, став жертвой незаконной вырубки лесов.

Источник

Предание о Змеином оке

Больше ста лет назад в конце лета необычайно сильная буря разразилась над этой частью Родопских гор. Одна женщина возвращалась с покоса, когда внезапно поднялся сильный ветер и проливной дождь вынудил ее искать укрытия под ближайшей скалой.

Яростная стихия бесновалась несколько часов, и испуганная женщина каждую секунду боялась за свою жизнь. Внезапно молния ударила в землю в нескольких метрах от скалы, разбросав землю вокруг и оставив после себя дымящуюся яму. Женщина удивилась, поскольку никогда раньше не слышала о молнии, которую не сопровождал бы раскат грома. Она очень боялась, но любопытство было сильнее страха.

Она осторожно приблизилась к получившейся воронке и увидела на дне круглый предмет. Женщина взяла его в руки. Сфера, которую она держала в своих ладонях, была сделана из чего-то, что она никогда не видела раньше. Не камень и не металл, предмет излучал легкое тепло. На нем был как будто выжжен вертикальный овал, который напомнил женщине змеиный глаз.

Буря стихла, и женщина вернулась в село, захватив с собой странный предмет. Она показала его местному священнику, который был удивлен не меньше ее и не мог ничего предположить о его происхождении. В конце концов священник счел появление странного предмета добрым знамением и по просьбе женщины освятил его по канону и поместил в середину деревянного креста.

С тех пор жители Осикова приписывали «Змийскому оку», как они прозвали таинственный предмет, целебные свойства, считали, что прикосновение к нему способно излечить любого от кошмаров. Через какое-то время семья хозяйки таинственного амулета переселилась из села в другое место и следы «Змийского ока» потерялись. Но воспоминания о нем еще живы среди некоторых старожилов Осиково.

Источник

Предание о проклятии алчности

Эта история о чорбаджии (богаче), торговцем скотом, жившем в Осиково больше ста лет назад.

Чорбаджия был богаче своих односельчан и обладал значительным имуществом, включая большой дом, в котором жил вместе со своей овдовевшей сестрой и ее единственным сыном. Кроме того, ему принадлежало еще несколько домов в селе.

Он был уже стар, но не женат и бездетен, и с тревогой следил за необузданным и расточительным поведением своего племянника, которого собирался однажды сделать единственным своим наследником. Правда, чорбаджия надеялся, что со временем юноша образумится.

Однажды чорбаджия решил отправиться в Грецию по торговым делам. Уезжая, он оставил племянника распоряжаться своим имуществом, веря, что ответственность, которую он на него возложил и доверие, которое он ему оказал, научат молодого человека воздержанию и мудрости.

Его странствие за границей было успешным, и не только в деловом смысле. Через год старый торговец вернулся домой с молодой женой, которая, как он объявил своим близким, уже носила в себе его наследника. В то же время он узнал, что в его отсутствие племянник относился к порученному делу крайне легкомысленно и растратил почти половину его богатства. Это разочаровало старика и вынудило его спрятать все полученное им во время путешествия – согласно преданию, больше пятнадцати килограмм золота — в одном из своих домов.

Его племянник, однако, понял, теперь, когда у старика вскоре появится собственный сын, он может лишиться наследства. Ведомый алчностью, он решил следить за дядей, надеясь узнать, где находится тайник, в котором спрятано золото, но опоздал – когда он увидел старика, тот уже возвращался, сделав свое дело. Молодой человек преградил чорбаджии дорогу и стал требовать свою долю наследства, но непреклонный старик отказался дать ему хоть что-то сверх того, что он уже получил раньше. В гневе юноша начал толкать дядю, настаивая на своем, пока в конце концов старик не оступился и, падая, не ударился головой о придорожный камень.

Чувствуя, что умирает, старый торговец с последним вздохом сказал племяннику, что спрятал золото в стене одного из своих домов. Но при этом проклял его:

Ты не найдешь покоя даже в смерти, а, влекомый алчностью, будешь искать мое золото во веки веков…

Люди, сидевшие в корчме, все видели, но ничем не могли помочь умирающему старику. Ужаснувшись сделанному, молодой человек бежал из села и, хотя он смог ускользнуть от правосудия, не сумел избежать проклятья. Не больше, чем через год, он заболел и умер.

С того дня до сих пор поздней ночью в люди в селе иногда слышат, как кто-то скребет и царапает стены их дома. Говорят, это неуспокоенный дух чорбаджийского племянника, обреченный вечно искать не найденное никем золото

С тех пор облик Осикова сильно изменился – и этнографически и архитектурно. Но местные жители верят, что стена, хранящая золото больше столетия, существует, и богатство ждет своего открывателя или новую жертву, чью жизнь оно отнимет…

Источник

Предания и мифы, хотя и звучащие фантастически, остаются в народном фольклоре с ясной и конкретной целью – воссоздавать представления людей о человеческих добродетелях, сохранять истории героизма и самопожертвования или алчности и предательства, добра и зла, из которых поколения могли бы извлечь уроки.

Мифы – живая совесть народа. В каждой легенде есть зерно истины, но наша задача не просеивать рассказ, чтобы отделить это зерно, а рассказать предание так, как оно запомнилось. Так мы иногда узнаем о своих предшественниках больше, чем если бы знали имена участников, точный ход событий и год, в который эти события произошли.

С благодарностью к бывшим жителям Осиково: Кириллу Илиеву Костову, Борису Иванову Доневу, Атанасу Илиеву Джоклеву, Дончо Димитрову Христову, ИлиятГеоргиеву Костову, Личке Петровой Ивановой, Марии Петровой Стефановой, Султане Мариновой Костовой.

Еще одна легенда села Осиково — легенда о царской короне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.