Поющее привидение и Трапеза императора

Мифы и предания Пиринского и Родопского краев

Веселин Асенов

«Мифы представляют собой попытки человечества понять некоторые истины мира…»

Энсел Адамс

Занятые историографическими исследованиями ключевых сражений, политических интриг, междоусобных войн и государственных взаимоотношений, мы часто забываем, что эти события иногда самым неожиданным образом отображались в народном сознании. В этой статье мы рассмотрим несколько любопытных преданий из Осиково – села на границе между Родопами и Пирином, известном своей мистикой еще с глубокой древности.

Село Осиково, наши дни

Исторические источники не дают нам точных сведений об основании Осиково. Знаем, что село упомянуто в официальном списке, составленном во время переписи немусульманских населенных пунктов региона в середине XVII века. Предания, рассказывающие о прошлом этих земель, дают основание предположить, что их исторические корни уходят довольно далеко назад во времени, теряясь во мгле веков. И, к сожалению, большая часть из описанных здесь мифов и мест существует только в памяти местных людей преклонного возраста, которые рассказывают их так, как помнят со времен своей молодости.

Поющее привидение

В стороне от дороги между Осиково и Гоце Делчев, в местности Османлието прячется курган, известный среди местных под именем «Момин гроб» («Могила женщины»). Согласно преданию, дочь местного болгарского болярина, известная своим прекрасным голосом, похоронена там на ложе из жемчуга.

Это случилось на закате Второго болгарского царства. Группа османских воинов остановилась во владениях местного аристократа. Видя, что не сможет победить многочисленного противника, тот отворил ворота крепости и принял в ней осман, дав им провизию, коней и пообещав платить вассальную дань. Этого, однако было недостаточно, поскольку османский предводитель, впечатленный красотой болярской дочери, потребовал ее себе в жены. Хотя болярин знал о нерадостной судьбе, ожидавшей его дочь, он склонился перед османским военачальником и приказал подготовить девушку к дальнему пути.

Однако, прежде чем османы покинули крепость, девушка не захотела попасть к ним в руки живой и лишила себя жизни на глазах своего отца и всех придворных. Безутешный правитель услышал, как недовольный турок приказал бросить тело его дочери собакам. Обезумев от горя и ярости он выхватил меч и обезглавил османского предводителя, после чего вместе со своими воинами перебил не ожидавших схватки мусульман. После этого он взял тело своей дочери на руки и горько зарыдал, проклиная свое недавнее малодушие, которое привело к смерти его любимого ребенка. Слезы его были так искренни, что превратились в кристально чистые жемчужины, на которые он положил тело своей дочери при погребении.

И до наших дней люди в тех местах рассказывают, что лесорубы иногда по вечерам слышат грустную и нежную песню, разносящуюся среди деревьев, и видят в тумане призрачную фигуру. Люди говорят, что это дух болярской дочери безуспешно ищет своего отца, чтобы утешить его своими песнями.

Трапеза императора

Следующая легенда об огромном сокровище, спрятанном где-то в пещерах в окрестностях Осиково. Люди говорят, что в конце осени в далеком XIX веке его нашли два брата -пастуха, искавшие потерянного ягненка. После долгих безуспешных попыток найти животное они наткнулись на заросший кустарником вход в пещеру. Они вошли внутрь, освещая себе путь сосновыми факелами и заметили странные надписи на стенах, но, поскольку не умели читать, пошли дальше.

Вскоре они оказались в широкой галерее, где в свете факелов им открылась картина, самая потрясающая из всего, что они когда-либо видели – посреди пещеры стоял большой круглый стол, изготовленный из массивного золота, а вокруг него – шесть золотых стульев. Стол был уставлен как для пиршества золотыми подносами, кубками и приборами. Понимая, что они не смогут унести все это огромное богатство, два пастуха удовольствовались тем, что взяли только несколько мелких предметов, при помощи которых рассчитывали разбогатеть.

Это внезапно появившееся в селе золото не ускользнуло от внимания османских властей региона. После короткого расследования они вышли на братьев, но несмотря на увещевания, подкуп и другие, более жесткие методы, пастухи упорно скрывали местоположение богатства. Страстно желавшие золота османы не могли остановиться, и, в конце концов, один из братьев умер под пытками, а второй был застрелен при попытке к бегству. Так от сокровища осталось только предание, которое со временем начало бледнеть.

В середине 60-х годов ХХ века миф о золотой трапезе вернулся из-за повторного обнаружения сокровища охотником из села, женатым мужчиной, имевшем двоих детей, который, по слухам, наткнулся на клад, преследуя дичь. Несмотря на то, что не было никаких доказательств того, что указанный охотник нашел что-либо, «золотая лихорадка», судя по всему, глубоко укоренилась в сознании местных жителей, а то, что охотник вскоре начал строить новый дом, заставило старинную легенду ожить.

И в этот раз местные власти узнали о сокровище и, разумеется, проявили к нему интерес. Очевидно, их методы получения информации не слишком отличались от применявшихся к пастухам за 70 лет до этого. Доведенный до предела своих сил, охотник покончил жизнь самоубийством, отравив себя и жену. Его дети остались на попечении престарелой бабушки. С этого момента, богатство, отнявшее жизни четырех человек, местные стали считать проклятым и мало кто осмеливался теперь искать «золотую трапезу».

Итак, хотя и звучащие фантастично, предания и мифы остаются в народном фольклоре с ясной и конкретной целью – воссоздавать представления людей о человеческих добродетелях, сохранять истории героизма и самопожертвования или алчности и предательства, добра и зла, из которых поколения могли бы извлечь уроки.

Мифы – живая совесть народа. В каждой легенде есть зерно истины, но наша задача не просеивать рассказ, чтобы отделить это зерно, а рассказать предание так, как оно запомнилось. Так мы иногда узнаем о своих предшественниках больше, чем если бы знали имена участников, точный ход событий и год, в который эти события произошли.

Еще одна легенда села Осиковолегенда о царской короне. Продолжение следует…

С благодарностью к бывшим жителям Осиково: Кириллу Илиеву Костову, Борису Иванову Доневу, Атанасу Илиеву Джоклеву, Дончо Димитрову Христову, ИлиятГеоргиеву Костову, Личке Петровой Ивановой, Марии Петровой Стефановой, Султане Мариновой Костовой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.