Мистер Фёст болгарского кино
24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1891 года в Сливене родился Васил Димов Гендов (настоящая фамилия Хаджигендов) – «отец болгарского кино».
Один спор периодически разгорается и затухает среди историков болгарского кино. Был ли первый болгарский художественный фильм «Българан е галант» (Галантный Былгаран) снят в 1910 или 1915 году.
Но никто не спорит о том, кто был создателем этого фильма – Васил Гендов. Этот «безумный мечтатель», романтик, немного сумасшедший, болгарский Дон Кихот.
Его творческое наследие давно стало страницей истории и известно только тем, кто продолжает его дело. Не достигнув при жизни славы и богатства, он обладал привилегией быть Первым. Первым киносценаристом, первым кинорежиссером и киноактером, первым продюсером.
Возрожденческое происхождение
24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1891 года в Сливне в семье возрожденца Димо хаджи Гендова родился сын Васил. Еще школьником он вместе с двоюродным братом Христо Поповым (будущим режиссером Народной оперы) создал свою школьную театральную труппу. Его дядя – один из основателей болгарского театра Иван Попов содействовал принятию юноши в труппу «Сълза и смях» («Слеза и смех»).
Первый сценарий и первый фильм
В 1908 году Гендов в Вене. Учится в драматической школе «ОТТО», где преподают актеры знаменитого Бургтеатра. Болгарин уже пленен магией «движущихся картин». Рассказывали, что в то время он сделал первую попытку написать сценарий. «Любовь студента» была написана в духе популярных в то время коротких комичных историй. Совершенствовал актерское мастерство в Берлине на киностудии «АИКО». В 1910 году вернулся в Болгарию и до Балканской войны играл в труппе Розы Поповой. Последовавшая стажировка в Народном театре вывела Васила Гендова на большую сцену – здесь он впервые предстал перед публикой в роли слуги Мишки в гоголевском «Ревизоре». Чтобы завоевать сердце дочери директора театра, он решил снять свой собственный фильм…
Пришло время «Галантного Былгарана». Имя главного героя показательно, а история злополучного любовного приключения столичного бонвивана (сыгранного самим Гендовым) почерпнута из газетных фельетонов того времени.
«Българан е галант» («Галантный болгарин») – название первой кинокомедии, снятой в Софии, в которой играли болгарские актеры Народного театра -Мара Липина и Васил Хаджигендов. Комедия и съемки достаточно удачно сделаны и представляют большую новость для болгарского общества и особенно для жителей столицы. Интересно всякому увидеть, как зарождается новое искусство в молодой и прогрессивной стране, такой как Болгария, которая стремится во всем подражать западноевропейским гигантам, не желая остаться позади и в области кинематографии и давая начало новой отрасли искусства. Модерен театър надеется, что уважаемое столичное общество уделит заслуженное внимание этой первой болгарской кинокомедии, чтобы он мог создать нечто более ценное и успешное в этом направлении и дать начало этому ценимому на Западе быстро развивающемуся современному искусству
Это рекламное сообщение было опубликовано в трех столичных ежедневных газетах 13 января 1915 года в день премьеры фильма «Българан е галант», которая состоялась в софийском кинотеатре «Модерен театър» («Современный театр»). Короткометражная кинокомедия продолжительностью 15 минут считается первым болгарским художественным фильмом, положившим начало болгарскому кинематографу. Днем позже фильм показали в Русе, а затем и в других городах. О его содержании мы знаем от самого создателя – сценариста, режиссера и актера Васила Гендова, пересказавшего фильм 45 лет спустя.
Сюжет и герои фильма напоминают многие иностранные комедии того времени, демонстрировавшийся на болгарских экранах. В тот период имя Българан было нарицательным, как и Бай Ганьо. Герой фильма ухаживает за красивой дамой, которую встретил на улице, и сопровождает ее в походе на рынок. Дама, развлекаясь, делает много покупок, в конце концов вынуждая кавалера заплатить за них. Затем приводит его в дорогой ресторан и обедает вновь за его счет. Нагруженный покупками Българан сопровождает даму по пути к ее дому. Неожиданно появляется ее супруг. Красавица предлагает мужу отпустить «носильщика», который за свою услугу получает мелкую монету. После чего пара супругов останавливает фаэтон и уезжает под удивленным взглядом обманутого Българана.
Оператором фильма был Гаэтано Пиа де Флорес (Gaetano Pia de Flores). Актеры – Мара Липина, Антон Делбело и Методи Станоев, а также сам Васил Гендов в главной роли.
Средства на съемки перипетий галантного ухажера выделил собственник первого болгарского кинотеатра – того самого «Современного театра» — венгр Отай Аладар.
В те годы интеллектуальная элита считала кино низкопробным искусством наподобие цирка и участие в фильме считалось для актера позором. Единственной актрисой, откликнувшейся на приглашение сниматься, была Мара Нонинска Миятева – Липина, которая по словам Гендова обладала «изысканной внешностью, одухотворенным лицом, самоуверенным взглядом, красивой улыбкой и была невероятно приятной собеседницей». Молодая актриса во время съемок стоически переносила ругань прохожих, называвших ее «бесстыдница», «огородное пугало», «мужланка», «карагьозчийка» («лицедейка»). Чиновник Красного креста – Павлов, одолживший съемочной группе шляпу своей жены, сорвал ее с головы Мары с криком, что после этого «маскарада» его жена больше не сможет ее носить.
Съемки фильма проходили перед домом и в доме богатого торговца Сыселова на улице Славянской без его разрешения во время его послеобеденного сна. За небольшую сумму Васил Гендов обеспечил молчание и соучастие служанки, которая пускала съемочную группу в гостиную. Если бы кошка не толкнула большую китайскую вазу, которая покатилась по каменным ступеням и с грохотом разбилась, богач вероятно никогда бы не узнал о том, что происходило в его доме. Шум разбудил его и он, увидев «маскарадников» в своем доме и дворе, поднял крик и выгнал киношников. В последующие 20 дней съемки продолжались на улице Леге. Актеры были сильно загримированы и вокруг них немедленно собиралась шумная толпа, которая глазела на них как на «цирковых медведей», а иногда в них даже летели камни.
К сожалению, фильм был безвозвратно утерян. До самой смерти Гендов утверждал, что лента была украдена Стефаном Денчевым, бывшим издателем журнала о кино, эмигрировавшим в США. Похититель сначала представил фильм как свое произведение в Вене и якобы был встречен овациями тамошних киношников. По некоторым версиям, пользуясь поразительным внешним сходством с Гендовым, в Вене он выдавал себя за него. Затем отправился в Голливуд и сделал там карьеру. Но связался с самим Аль Капоне и в 1926 или 1927 году году был застрелен полицейскими в порту Нью-Йорка при попытке вывезти из страны крупную сумму. А настоящий автор «Галантного Былгарана» покинул этот свет с наивной верой в то, что его фильм лежит где-то в голливудском хранилище и ожидая, что кто-то извлечет его оттуда и вернет на родину…
Вы можете посмотреть ремейк этого фильма, снятый в 1998 году по оригинальным запискам и сценарию Васила Гендова в тех же местах, где снимался оригинал.
Однако, сохранился до наших дней второй фильм Гендова «Любовта е лудост» («Любовь – помешательство»). Он не только является одним из сокровищ Национальной фильмотеки, но и дал имя фестивалю любовного кино в Варне (120-летию со дня рождения режиссера была посвящена научная сессия фестиваля в 2011 году).
Энтузиаст, влюбленный в кино
Гендов первым «посягнул» на болгарское литературное наследство, сняв в 1927 году «Бай Ганьо» по произведениям Алеко Константинова. Сыграть этого героя, чье имя стало нарицательным, согласился популярный детский писатель Стоян М. Попов (Чичо Стоян). Первым попытался предложить публике социальную проблематику в ряде мелодрам: «Дьявол в Софии» (1922), «Человек, который забыл Бога» (1927), «Путь беспутных» (1928), «Земля горит» (1937). Его заслуга и первые прозвучавшие с экрана болгарские слова – это были слова Апостола (Васила Левского), которого сыграл сам Гендов в фильме «Восстание рабов», вышедшем в 1932 году.
В этом отрывке «Допрос Левского» из фильма «Восстание рабов» можно увидеть самого Гендова в роли Васила Левского. Не уверен, но возможно и голос принадлежит Гендову.
Кстати, во время съемок этого фильма был спасен родной дом Апостола. Васил Гендов узнал, что община Карлово собирается снести заброшенный дом, чтобы расширить дорогу. Обращения режиссера к кмету (мэру) и его заместителю не принесли результата. Тогда он обратился к своему родственнику — полковнику Димкову — командиру расквартированной в Карлово 21-й Средногорской дружины. Полковник Димков (интереснейшая, кстати, личность) выставил у дома вооруженный караул и объявил, что каждый, кто попытается приблизиться к родному дому Апостола, будет застрелен на месте. Впоследствии полковник и его солдаты активно участвовали сборе денег и восстановлении дома Левского.
Наиболее «уютно» пионер болгарского кино чувствовал себя на территории социальной мелодрамы. Его герои обычно находились во власти порока: азартные игры, воровство, пьянство, мошенничество, проституция. Преступная жизнь разрушает их семьи. «Если бы не улица, как мало было бы злосчастий» — констатирует он в фильме «Уличные божества». По законам мелодрамы в финале порок побежден, а герои достигают искупления.
Пресса того времени благосклонно принимала социальный пафос фильмов Гендова, но не игнорировала некоторые курьезные факты при их съемках, например то, что во время ночных событий в его фильме по улицам расхаживают куры, или декорация, изображающая пейзаж или солидное здание, качается при каждом порыве ветра…
Из всех фильмов Гендова уцелели позитив «Любовь — помешательство», негатив «Бай Ганьо» и двадцать метров «Човекът, който забрави бога» («Человек, который забыл бога»). И несколько десятков фотографий.
В начале 1990-х годов Фильмотека получила кадры разрушительного Чирпанского землетрясения 1929 года. Известно, что Гендов снимал в регионе документальный фильм. Вероятно, преследуемый кредиторами, он разделил его на части и предложил купить местным околийским управам. Капризы судьбы позволили уцелеть той части, где снят город Първомай.
В 1934 году Васил Гендов стал одним из основателей Союза кинодеятелей в Болгарии, а в 1946 – его председателем и до конца жизни оставался его почетным членом. В 1948 году он положил начало собиранию кинематографического наследия прошлых десятилетий и созданию Киноархива Болгарии.
На закате своей жизни, уже признанный ветеран и пионер болгарского кинематографа, Гендов написал книгу воспоминания «Трънливият път на българското кино» («Тернистый путь болгарского кино»). В них он откровенно рассказывает и о насмешках, что занимается «развлечением простолюдинов», и о пережитых унижениях в непрерывных поисках денег на очередной фильм. С горькой иронией констатирует:
Снимать у нас, значит, самому себя наказывать. Каждая съемка совершается с неудобствами. Или будешь поджидать отсутствия хозяина и снимать дом с согласия служанки, или обманешь кондуктора трамвая, который хочет тебя высадить за съемку в общественном транспорте, или используешь случайно проезжающую машину, потому что не получаешь разрешения свободно снимать. Здесь ты ругаешься с неким файтонджия (пассажирским извозчиком), там с собравшимися людьми, которые не хотят отойти, потому что заплатили дорожный налог и могут ходить, где хотят…
Описанная им история его жизни романтична, грустна, трогательна и наивна, а иногда и комична. Это начало истории нового искусства, которое мучительно и трудно искало свое место в болгарской культуре. Но Васил Гендов смог придать ей и оптимизм:
Для меня гордость, что на Балканах мы, болгары, первыми начали национальное кинопроизводство. Я слепо верю в будущее и ему посвятил свою деятельность
Васил Гендов умер 3 октября 1970 года в Софии