Сирак Скитник
22 ноября 1883 года в Сливене родился болгарский писатель и художник Панайот Тодоров Христов, творивший под псевдонимом Сирак Скитник (Сирота Скиталец), В раннем детстве он остался сиротой, откуда и происходит его псевдоним.
В 1902 году Панайот окончил Богословское училище в Софии, затем учился в прогимназии в селе Върбец, в Сливене и других местах. В 1905 году в журнале «Художник» было опубликовано его первое стихотворение В 1908 году отправился в Петербург, где учился живописи в частной школе Леона Бакста. Вместе с ним учились Марк Шагал и Василий Кандинский.
Был членом группы «Мир искусства», которая в конце XIX и начале ХХ века оформилась как центр русского художественного авангарда. Панайот познакомился с современными течениями европейского искусства, испытывал сильное влияние Петербургской декоративной школы (Николай Рерих, Иван Билибин, Кузьма Петров-Водкин). Из Петербурга он направлял литературно-художественные письма в журнал «Демократически преглед» («Демократический взгляд»). В 1912 году вернулся в Болгарию и принял участие в Балканской войне. В 1913-1917 году работал учителем в Асеновграде.
С 1922 года – соредактор журнала «Златорог». В 1923–1924 годах – драматург и художественный секретарь Народного театра в Софии, где поставил пьесу «Монна-Ванна» Метерлинка, создав и декорации к ней. В 1924 –1925 годах работал библиотекарем в Министерстве просвещения.
Председатель общества «Родно изкуство», первый председатель Союза обществ художников (Сегодня – Союз болгарских художников).
25 января 1935 года царь Борис III издал указ, которым национализировал Радио «София». С этого началась история Болгарского национального радио. 18 июня того же года Сирак Скитник стал первым главным руководителем радиостанции и оставался им до своей смерти.
Сирак Скитник стал одной из ярчайших фигур болгарского искусства межвоенного периода. Он стремился приобщить болгарскую культуру к современным европейским тенденциям и явлениям. Кроме картин продолжал писать стихи и прозу. Как поэт сотрудничал с журналами «Наш живот», «Демократически преглед», «Наблюдател», «Слънце», «Българан».
Поэзия Сирака Скитника, в которой преобладает интимно-исповедальный тон, не принадлежит к самым ярким явлениям болгарского символизма, но живописно-колоритная яркость природных картин придает ей специфическую индивидуальность. Скитник пренебрегает музыкальностью стихов в пользу декоративной экспрессивности образов.
Как художник и театральный критик Сирак Скитник активно сотрудничал с журналами «Българска реч», «Съвременник», «Везни», «Хиперион», «Златорог», «Художествена култура» и другими. Эстетически он противопоставлял свое творчество миметической концепции и ориентировался на экспрессионизм.
Умер 5 марта 1943 года.
В своем искусстве он на самом деле невероятно многолик и вызывает и по сей день огромный интерес среди исследователей и критиков. Его можно назвать представителем разных направлений – отечественного искусства, сецессиона, экспрессионизма. Но он, в первую очередь, энциклопедическая личность – не только художник, но и поэт, художественный критик, первый директор Болгарского национального радио. Он был подлинно космополитной личностью, оставившей глубокий след в нашей культурной и общественной жизни. Очень трудно найти другого столь разносторонне развитого болгарского художника, повлиявшего на такое множество разных общественных сфер. Нельзя забывать и о том, что он был артистическим директором Народного театра, где Сирак Скитник сделал немало для улучшения рабочей среды, для утверждения сценографии как искусство. Заметен его вклад и в развитие болгарской иллюстрации, которую он поднял на очень высоком для своего времени уровне, что видно из его иллюстраций к поэмам Эдгара По, к „Болгарским балладам“ Теодора Траянова“.
искусствовед Боряна Вылчанова
Несмотря на универсальность личности и заметное присутствие в культурной жизни Болгарии в начале ХХ века, всего через несколько десятилетий после его смерти оказалось, что хранящиеся в фондах государственных галерей и частных коллекций картины Сирака Скитника очень редко вступают в контакт с публикой. Недостаточно подробно исследованы также его литературное творчество, критика и театральное дело. Объяснением печальной судьбы его наследия стал факт, что народная власть объявила Сирака Скитника реакционером, наложив запрет на его картины и поэзию.
По материалам Болгарского национального радио и Wikipedia