Как мэрия Софии боролась с загрязнением воздуха 80 лет назад
Недавно с грустью прочитал новость о том, что София вошла в тройку лидеров по загрязнению воздуха. И буквально через пару дней натолкнулся на любопытную статью. Оказывается, проблема загрязнения воздуха для болгарской столицы совсем не нова. Как ее пытались решать больше 80 лет назад рассказывает Антон Оруш (перевод с болгарского -мой).
Тридцатые годы ХХ века часто называют «золотым десятилетием Софии». Тогда болгарская столица делала решительные шаги к окончательному превращению в современный европейский город, а основная заслуга в этом принадлежала двум градоначальникам – генералу Владимиру Вазову и инженеру Ивану Иванову.
Последний вступил в должность в мае 1934 года и до сих пор ему принадлежит рекорд длительности управления столицей. Некоронованный царь Софии, как его прозвали, коренным образом изменил работу городского управления.
В его время начал выходить журнал «Сердика», публиковавший ежемесячный отчет о расходах общины (городского управления). Горожане поощрялись за борьбу с коррупцией и поборами. Были замощены многие улицы. Столица росла и вбирала в себя ближайшие села. В нее влились Княжево, Горна баня, Красно село, Бояна и Надежда.
За неполные 20 лет население Софии почти удвоилось и достигло около 300 тысяч жителей. В город проник и дух новаторства. Трамвай связал новоприсоединенные Княжево и Горна баню с центром. Появились знаковые для города здания Болгарского народного банка, Судебной палаты, Телефонной палаты, зала «Болгария» и Военного министерства. Еще одним символом столицы стала открытая купальня «Мария Луиза».
Один из иностранных гостей города писал тогда:
«София представляет собой именно такой город, как я люблю – много зелени, целый парк, много деревьев…»
Однако, чтобы софиянцы были довольны своим городом он должен был быть не только зеленым, но и иметь чистый воздух. Сады и парки, лечебные центры, бальнеологические санатории, минеральные источники и т.д. были бы бесполезны, если бы вокруг них плавали низкие загрязненные облака. А таких в тридцатые годы становилось все больше. И вот почему…
Став самым перспективным для работы и жизни городом, в двадцатые и тридцатые годы София принимала в свои кварталы все больше жителей, которые строили новые дома. Прошедшие совсем недавно волны беженцев из Тракии и Македонии также увеличили число горожан. Кроме того, появилось множество новых школ, больниц, министерств, фабрик, театров и других объектов культуры.
Всем этим постройкам зимой требовалось отопление, а в то время оно было чаще всего на твердом топливе — угле и дровах. Если вас удивляет, что в старых жилых кооперативах подвал часто вдвое больше жилого помещения, причина в том, что топливо для зимы нужно было где-то хранить.
И когда печи десятков фабрик, многоэтажных кооперативов и общественных зданий начинали одновременно топиться, только самый рассеянный человек мог не заметить дыма и сажи, порожденной неполным сгоранием угля.
В середине тридцатых это было осознано Столичной общиной как серьезная проблема. Поэтому, если мы откроем Указ-закон о застройке Софии от 27.ІV.1935 г., в статье 73 прочтем:
…сооружения для парового, водяного и других видов центрального отопления, а также сооружения для приведения в движения или использование через сжигание топлива машин, приспособлений и др. (для всех зданий, заведений и предприятий) должны быть так построены и приспособлены, чтобы горение топлива в них полностью отвечало всем техническим, гигиеническим и противопожарным требованиям.
Позже, в сентябре 1936 вышло приложение к закону – Правила, определявшие сроки модернизации и переоборудования указанных сооружений. К марту 1938 года для обеспечения «бездымного горения» были переоборудованы и перестроены следующие топливные и отопительные сооружения (справа можно видеть сколько это стоило):
Всего предпринятые к марту 1938 года работы по переоборудованию отопительных систем обошлись примерно в 9 481 000 левов, от дыма и сажи избавились 38 больших зданий, в которых было введено так называемое «бездымное горение». Дополнительным эффектом стала значительная экономия от снижения расходов на отопление, поскольку новые системы оказались более эффективными, требуя закупки меньшего количества и менее качественного угля.
Община первой подала пример, модернизировав старую отопительную систему в Минеральных банях на улице Сердика. Если в 1933 году для их отопления использовали около 5115 тонн угля, то в результате принятых мер, в 1937 году (первые 12 месяцев эксплуатации новой системы) для отопления большой и малой бань потребовалось всего 2837 тонн. Кроме того, ранее закупался дорогой уголь первого сорта (520 левов за тонну), а теперь можно было использовать вдвое более дешевый второго и третьего сортов (до 290 левов). Экономия общины за год составила 713 233 левов. Эти деньги были использованы для уменьшения дефицита бань и улучшения их материальной базы – была расширена и модернизирована водолечебная часть, отремонтированы здания и канализация.
И вот, сегодня София — один из мировых лидеров по загрязнению воздуха, уступающая только Дели и Лахору. Причины этого, как ни странно, во многом те же, что и 80 лет назад — София находится в котловине, окруженной горами, и множество домов (около 55 тысяч) до сих пор отапливается дровами и углем ( а в некоторых цыганских кварталах, например, вообще всем подряд — от старой одежды до автомобильных покрышек). Кроме того, загрязнению воздуха способствует огромное количество старых автомобилей, не соответствующих европейским экологическим нормам и высотные здания, мешающие движению воздушных потоков.
Вопреки многократным утверждениям софийской кметицы (мэра) Йорданки Фандыковой, что «Столичная община реализует программу «более 100 мер для чистого воздуха»», похоже, пока программа не дает ощутимых результатов. Впрочем, болгарские власти признали проблему «грязного воздуха» всего три года назад.
Среди этих мер, например, кампания по замене старых печей в домах на современные — более эффективные и экологичные. На это уже выделено около 7 миллионов евро ( 60% этой суммы дает Европейская комиссия). Предусмотрен и ряд мер по снижению вредных выбросов от автомобилей, в первую очередь — грузовиков. Удастся ли нынешним «царям» Софии хоть немного повторить успех их коллег из начала прошлого века, станет понятно следующей зимой.
А что конкретно за модернизация такая, и «бездымное горение»? Гугл выдаёт только современные решения.
ЗЫ. «Извините, пользователь major_p не внёс вас в список своих друзей, а оставлять комментарии в его журнале могут только они.»
Товарищ major_p, ну что за старомодные репрессии, раз уж выступаете научно-популярным журналом, дайте людям задавать вопросы!
Честно говоря, не знаю, какие там были технологии в 30-х годах. Поищу информацию, может что-то и накопаю. Насчет комментариев тоже попытаюсь разобраться, как убрать премодерацию
Вроде теперь комментарии должны проходить без премодерации
К сожалению, нет.
Вот, как оно выклядит…
http://joxi.ru/v29J1wlTZE1NoA.png
Буду разбираться
Ага, спасибо.
Причем, я, кажется, знаю, в связи с чем многие жж-юзеры приняли такую превентивную меру. Было время, когда жж был намного популярнее, и в каментах срали тоннами)
Сейчас это переместилось в иные соцсети, а вот подобные запреты остались. Причем, я думаю, люди и забыли давно, что ставили такие ограничения. А напомнить — никак, все забанены же ))) тупик. Вот лично вам о такой проблеме я не смогу сообщить в пространстве жж, эта галочка в настройках закрывает и личные сообщения, и всё остальное )))
Семен Семеныч! (с) Речь то про ЖЖ! А я тут с настройкой комментов ковыряюсь 🙂
ХАХА!
а вас еще много где называют «major_p»? )))))))))))))))))))))
заработало )))
И да, теперь придется отвечать на малочисленные каменты в жж )))))
Ответим 🙂