Болгарские боевые знамена и их славная история
Знамя является одним из высших символов нации и военной части.
Считается, что первым знаменем – символом нового государства на юг от Дуная был конский хвост. Это вполне объяснимо, учитывая что предками болгар были номады и для них конь был священным животным, игравшим огромную ролью как в мирной жизни кочевников, так и в их армии, где конница была главной и решающей ударной силой. Поэтому, вполне логично, что символ, с которым они шли в бой и которым обозначали захваченные территории был связан с этим священным для них животным.
Царь Борис I Креститель в своей переписке с Папой Николаем I упоминал об этом – «старые болгары носили как военное знамя конский хвост». А Папа в ответ советовал ему после крещения ввести новые болгарские знамена с изображением Христова креста.
Дальнейшие сведения о болгарских знаменах и их освящении датируются уже XIII веком. Они упоминаются в переписке царя Калояна с Папой Иннокентием III в 1204 году, когда Папа отправил в Болгарию знамя с изображением креста и двух ключей святого Петра – один ключ к знаниям, второй – к власти.
В битве при Клокотнице в 1230 году царь Иван Асен II чтобы вдохновить своих солдат приказал прибить к копью пергамент с текстом вассальной клятвы, нарушенной Теодором Комниным и под этим своеобразным знаменем повел свое войско в бой.
Археологами обнаружены монеты времен царя Константина Тих Асена, на которых изображен правитель держащий флаг с крестом. Знамена с ликами святых изображены на монетах, относящихся к периодам царствования Михаила Асена и Георгия Тертера.
В борьбе болгар за освобождение от турецкого владычества знамя всегда присутствовало как символ национальной и религиозной принадлежности. Они были различными – зелеными или многоцветными, но на них практически всегда присутствовали два элемента – лев и православный крест. Во времена освободительной борьбы хайдутинские четы сами изготовляли или заказывали для себя знамена и выбирали одного из самых достойных четнитков байрактаром (знаменосцем). Апостол свободы — Васил Левски, например был знаменосцем в отряде воеводы Панайота Хитова.
Знамя Апрельского восстания было вышито учительницей Райной Попгеоргиевой (Райной-княгиней). Оно было освящено 22 апреля 1876 года священниками из Панагюрище и окрестных сел.
Вот как сама Райна Попгеоргиева описывает это событие:
На второй день свободы знамя было закончено. Тогда, по желанию горожан пришлось взять его в руки, пристегнуть саблю и револьвер, сесть на коня чтобы проехать через весь город и оповестить собравшийся на улицах народ, что пяти вековое турецкое иго сброшено навсегда…
Кульминацию этой традиции, несомненно, следует искать в боях Русско-турецкой Освободительной войны 1877-1878 годов. Все слышали об эпическом сражении за Самарское знамя под Стара-Загора, подвиге подполковника Калитина и героизме ополченцев, защищавших священную реликвию. О других знаменах болгарского ополчения знают немногие.
После создания Болгарского ополчения в мае 1877 года благотворительное общество «Добродетелната дружина» приняло решение о сборе среди болгарских эмигрантов в Румынии денег на изготовление двух знамен, которые планировалось освятить и вручить ополченцам. Председателя Славянского благотворительного комитета в Москве Ивана Сергеевича Аксакова попросили «оказать любезность и заказать эти знамена…». Знамена были изготовлены в России, три полосы национальных болгарских цветов: белый, зеленый и красный были расположены в том же порядке, как и сегодня. На знамени, предназначенном для 1-й дружины, был вышит коронованный лев. Знамя не принимало реального участия в боях не только из-за того, что его не успели доставить на театр военных действий, но еще и из-за того, что русские офицеры дружины не хотели сражаться под знаменем с нерусской символикой. После Освобождения знамя было вручено Софийской №1 пешей дружине Болгарского земского войска, сформированной в июле 1878 года. Во время Балканских войн знамя участвовало в боях как знамя 52-го пехотного полка.
Знамя 2-й ополченческой дружины было также изготовлено по заказу «Добродетельной дружины» в 1877 году и также не участвовало в боевых действиях 1877-1878 годов. В июле 1878 на базе 2-й дружины была сформирована Кюстендильская №2 пешая дружина Болгарского земского войска, которая в 1884 году вошла в состав 2-го пехотного Струмского полка. Знамя дружины стало полковым знаменем. При мобилизации армии вовремя Балканский войн знамя было вручено 40-му пехотному Беломорскому полку 3-й Тракийской дивизии.
Знамя 3-й дружины Болгарского ополчения – Самарское знамя, широко известно. Мы уже писали о нем довольно подробно. Под этим знаменем болгарские ополченцы сражались при Стара- и Нова-Загора, на Шипке и у Шейново. В честь третьей годовщины боев при Стара-Загора знамя было награждено военным орденом «За храбрость» I степени. Знак ордена был помещен в специально изготовленное и богато украшенное серебряное навершие древка. После Освобождения знамя было передано Радомирской №3 пешей дружине Болгарского земского войска.
4-я ополченческая дружина получила знамя Апрельского восстания, известное как Горнооряховское. Оно было сшито горнооряховским женским обществом «Просвета» и предназначалось для Первого революционного округа – отрядов Ивана Семерджиева и Георгия Измирлиева – Македончето. Воеводы были арестованы, знамя захвачено турками и находилось в здании конака в Тырново. При вступлении в город русских войск, жители захватили конак, нашли знамя и обратились с просьбой к генералу Гурко вручить его одной из дружин Болгарского ополчения. После торжественного освящения Гурко торжественно вручил знамя 4-й дружине. Это единственное знамя, сшитое в Болгарии, сопровождало ополченцев в боях. В июле 1878 года оно стало знаменем Пловдивской №20 пешей дружины земского войска. Во исполнение положений Берлинского договора, в феврале 1879 года земское войско на территории Восточной Румелии было переименовано в Восточно-Румелийскую милицию и реорганизовано. 20-я дружина стала 2-й пешей Пловдивской. Под этим знаменем дружина встретила Объединение и участвовала в Сербско-болгарской войне 1885 года.
Еще одно знамя было в Болгарском ополчении – знамя 5-й дружины. Оно было изготовлено на средства болгарской диаспоры в Киеве. В апреле 1878 года начальник Котленского отряда приказал командирам 1-й, 2-й и 5-й ополченческих дружин отправить солдат для получения в штабе ополчения знамен. Знамена было приказано хранить в дружинах до особого распоряжения. Знамя 5-й дружины также не участвовало в боях. После Освобождения на базе 5-й дружины была сформирована Казанлыкская №23 пешая дружина земского войска, которой перешло и знамя. После преобразования земского войска Восточной Румелии в Восточно-Румелийскую милицию, дружина была переименована в 4-ю пешую Казанлыкскую. Вместе с ней знамя участвовало в Сербско-болгарской войне 1885-года, а во время Балканских и Первой мировой войн было полковым знаменем 33-го Свищовского пехотного полка.
Болгарскому ополчению было подарено еще одно знамя, сшитое Стиляной Параскевовой в 1877 году в румынском городе Браил (Браилов) по инициативе ее отца – Ивана Параскевова. Несмотря на то, что это знамя не участвовало в боях, некоторые историки именно его считают прототипом современного болгарского триколора.
Сегодня оригиналы этих знамен хранятся в Национальном историческом музее.
30 марта 1922 года приказом военного министра Болгарии Константина Томова учрежден специальный знак «За спасение знамени». Об одном из награжденных им — подполковнике Марине Куцарове и его подвиге, я уже рассказывал.
Каждый год на Богоявление (6 января) в Болгарии проходит ритуал водосвятия (водоосвящения) боевых знамен соединений, частей и подразделений всех родов войск.
Ритуал водосвятия боевых знамен и знамен-святынь имеет глубокие корни. Он берет свое начало во второй половине VII века, когда начались арабские нашествия на земли Византии. Перед одним из решительных сражений император Константин Погонат приказал совершить обряд водосвятия, тем самым благословив христианское войско на победу. Именно тогда сформировался церковный ритуал – боевые знамена, ставшие немыми свидетелями кровопролития и насилия во время специальной церемонии, очищались святой водой.
Нужно, однако, понимать отличие между сущностью обрядов православного водосвятия при освящении и благословлении. По канонам православной церкви боевое знамя освящается лишь однажды. Ритуал совершается при вручении знамени вновь сформированной воинской части, после чего знамя становится его главным символом.
В публикации использованы материалы Ивана Кънчева «Знамена болгарского ополчения» (при содействии Национального исторического музея и www.narodnapamet.com. Фотографии предоставлены агентством «Фокус») и Янко Георгиева «Болгарские боевые знамена и их славная история»
Георгиев день (Гергьовден), День храбрости и праздник болгарской армии.