Бачо Киро

просветитель, посвятивший свою жизнь делу Освобождения.

Большинство болгар считают Апрельское восстание одним из самых героических периодов в своей многовековой истории. Тогда один маленький народ дерзнул подняться во имя против всей огромной Османской империи. Существует не одно и не два имени из того времени, превратившиеся сегодня в национальные святыни и символы. Именно такова личность Бачо Киро, который в те трудные времена посвятил себя просвещению болгар и борьбе против поработителей.

Киро Петров Занев родился в селе Горни Турчета (Бяла черква), Тырновской околии 7 июля 1835 года. Происходил из не слишком зажиточной семьи – его отец, Петр Филев Занев, был скотоводом. Он умер, когда Киро едва исполнилось 6 лет. Это заставило мальчика с малолетства начать работать, чтобы помогать семье. Сперва по примеру отца он ухаживал за скотом, одновременно обучаясь в сельском килийном училище (начальной школе при местной церкви). Однако, вскоре мать отправила его для продолжения образования в Батошевский монастырь. Это навсегда изменило жизнь нашего героя.

Однажды соприкоснувшись с чтением и письмом, он решил посвятить большую часть своей жизни именно этому. Покинув монастырь, он занялся самообразованием и в 1852 году в возрасте 17 лет стал учителем в нескольких тырновских селах, где обучал не только детей, но и их родителей. С 1857 года до конца своей жизни Киро учительствовал в своем родном селе.  

Бачо Киро серьезно относился к своему образованию, что в сочетании с его работой сельским учителем обеспечило ему большой авторитет как среди болгар, так и среди турецкого населения. За короткое время молодой учитель ввел в практику метод взаимного обучения, учебные таблицы и Рыбный букварь Берона. Он также занимался патриотическим воспитанием молодежи, пытаясь, например, сделать традиционным праздник, посвященный славянским просветителям – Кириллу и Мефодию. Параллельно с этим он активно включился в борьбу за церковную независимость болгар, за что дважды заключался в тюрьму – в 1861 и 1864 годах. Эта деятельность привлекла его в среду болгарских революционеров, которым Баро Киро старался всячески содействовать до конца своей жизни.

В 1869 году после того, как Бачо Киро соприкоснулся с большей частью болгарских революционных мыслителей, он открыл первое сельское читалище, названное им «Селска любов». Сам он начал выпускать поучительные сказки, с помощью которых стремился поднять дух местного населения. Годом позже создал в своем родном селе первый в Болгарии сельский читалищный и школьный театр. В последующие два года он вместе с Василом Левским объезжал Болгарию. Сам Апостол провозгласил его «Главным сельским учителем».  

Когда в 1972 году в село Бяла черква прибыл Ангел Кынчев – помощник Левского, именно Бачо Киро был избран председателем местного революционного комитета. Вся эта деятельность, а также то, что Бачо Киро быстро завоевал доверие многих видных деятеле    й революционной организации, говорят о том, что он был решительной, но трезво мыслящей личностью. Вот что пишет о нем Филип Семидов:

Он стоял несколько более высоко, чем обыкновенные болгары с оружием, потому что те последние, хотя и сознавали идеал, за и который решили умереть, не имели того широкого и высокого кругозора, до высшей степени к тому божественному идеалу, какой был развит в ясном духе Бачо Киро. На вид по говору он был человеком кротким, тихим, мирным, но на деле он был незаменимым великаном.

В годы перед Апрельским восстанием Бачо Киро часто путешествовал, посещал Бухарест и его окрестности, где принимал участие в заседаниях Болгарского революционного центрального комитета (БРЦК).  Он активно участвовал в подготовке неудачного Старозагорского восстания 1875 года, но настоящий вклад в освободительное дело он внес годом позже, в ходе Апрельской эпопеи.

Бачо Киро стал одним из главных организаторов восстания в Тырновском революционном округе. Когда «кровавое письмо» прибыло к руководителю округа Стефану Стамболову, Бачо Киро ни секунды не колебался. Быстро организовал в родном селе отряд численностью около 100 человек, который позже стал частью четы попа Харитона. Именно эти люди участвовали в героических боях за Дряновский монастырь, продолжавшихся 9 дней.

Дряновский монастырь, наши дни

Против них были многократно превосходящие численно регулярные турецкие войска, но четники бились до последнего вздоха. Один из их вожаков – поп Харитон погиб, монастырь был сожжен. Бачо Киро удалось спастись. Он бежал в родное село, где короткое время скрывался, но в конце концов был схвачен турками.

Бачо Киро в бою за Дряновский монастырь. Художник Васил Горанов

Даже в последние дни своей жизни Бачо Киро проявлял исключительную храбрость и достоинство. Он был отправлен в Тырново и предстал перед чрезвычайным судом. Во время допросов учитель не выдал никого из своих соратников, без колебаний взяв на себя всю ответственность за действия отряда. Своим достойным поведением он вызвал уважение даже у судей. Один из уважаемых людей Тырнова Этхен-бей через защитника Джованни Икономова попытался спасти Бачо Киро объявив его сумасшедшим, поскольку по старому турецкому закону душевнобольные не могли быть осуждены на смерть. Тут патриот поразил всех присутствующих продекламировав на чистейшем турецком языке:

Бен бир Бачо Киро им,
тюркен коркмаз комита им.
Шишкане умузума тактъм,
Дренова монастира булдум.
Хакъм арамаа бен чиктъм,
ипи де бойнума тактъм
Я – Бачо Киро, один,
Я – не боящийся турок комита (повстанец),
Ружье на плечо повесил,
Дряновский монастырь нашел.
Свою правду искать вышел,
Веревку на шею себе сам набросил!

Бачо Киро был казнен в Тырново 28 мая 1876 года.

Памятник Бачо Киро и другим погибшим за свободу Болгарии, Велико Тырново

При жизни Бачо Киро издал три книги: «Описание села Горни Турчета» (1870), путевые заметки «Путешествие Бачо Киро» (1873) и «Второе путешествие Бачо Киро» (1874).

В рукописях остались много стихотворений (в том числе и поэма «Прусско-французская война»), историографические исследования: заметки о восстании капитана дядо Николы в 1857 году, Хаджи Ставрева – в 1862, о четах Филипа Тотю, Хаджи Димитра и Стефана Караджи и другие. Бачо Киро собрал большой фольклорный материал, часть которого отправил Петко Славейкову в Константинополь. Остались 34 рукописных сборника Бачо Киро и его учеников, общим объемом 4470 страниц.

Захари Стоянов писал:

Бачо Киро Петрович, родом из села Горните турчета, был известен даже маленьким детям в Дунайской Болгарии. Бачо Киро был одним из старых учителей и пламенных деятелей святого дела в нашем отечестве. Боже мой, каким человеком был Бачо Киро!  Кроме того, что он был учителем, деятелем, участником разных народополезных дел, он был еще и поэтом. В какой бы город, ни прибыл Бачо Киро, прежде всего он отправлялся отдохнуть в болгарское читалище, чтобы увидеть его успехи, поговорить с молодежью, которую он любил как своих детей, при том, что за спиной у него было 40-45 лет… Бачо Киро любил свое отечество Болгарию больше всего остального…

По материалам статьи Ивана Кынчева на сайте «Болгарская история»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.