Баба Тонка – жизнь во имя свободы
В болгарской истории трудно найти личность, сопоставимую по масштабу с Тонкой Обретеновой. Известная как баба Тонка, она является примером человека, бескорыстно посвятившего всю свою жизнь Родине, несмотря на то что в большинстве случаев это приносило ей только страдания.
Точно неизвестно, где и когда она родилась: то ли в Русе, то ли в селе Червен, то ли в 1812, то ли в 1814 году. Ее родители очень хотели дать ей образование, но в то время было не принято, чтобы девушки ходили в школу, и она осталась почти неграмотной.
Тонка с детства была энергичной, самостоятельной и находчивой. Вопреки обычаям, она не согласилась с желанием своего отца, а сама выбрала себе супруга. В 1831 году она вышла замуж за известного торговца и портного Тихо Обретенова. У них родилось двенадцать детей, из которых выжило семеро. Все они были воспитаны родителями в духе любви к Родине и знаниям.
Другом Тихо был один из «четырех великих» — Георги Раковски, часто гостивший в доме Обретеновых. Он и Тихо не скрывали от Тонки, что говорят о свободе для болгар. Она также загорелась этой идеей, и вскоре ее дом стал местом, где собирались революционеры.
Первым из ее сыновей в дело был посвящен Петр. Он участвовал во Второй болгарской легии в Белграде (1867-1868). Другой сын – Ангел — переправился через Дунай по приглашению Стефана Караджи. В 1868 году Ангел и Петр были членами четы Хаджи Димитра и Стефана Караджи (1868). После тяжелых боев Петр погиб где-то в Балканских горах, а Ангел был схвачен турками. Тонка не проронила публично ни одной слезы, когда соседки – болгарки поносили ее за то, что ее сыновья «вступили на кровавый путь».
Когда она пришла в тюрьму, чтобы увидеть Ангела, заптии (жандармы) принялись ругать и толкать ее как мать комиты (повстанца), но Тонка разыграла блестящий спектакль – она бранила пойманных четников, а своего сына ругала: «Как ты посмел пойти против султана?! Неужели не знаешь, что болгарин рожден, чтобы вечно быть рабом?» Это так понравилось туркам, что ей разрешили приходить в тюрьму, когда она пожелает. Она приносила заключенным еду, деньги и необходимые вещи.
Просьбами и взятками удалось заменить части четников смертные приговоры на заключение в тюрьмах Малой Азии. Когда отправляли Ангела, к всеобщему удивлению, она снова не плакала.
Чтобы безымянная могила казненного в Русе Стефана Караджи не осталась в забвении, Тонка ухаживала за ней, а позже тайно взяла череп воеводы и хранила его как священную реликвию.
Случившееся с двумя ее сыновьями и смерть Тихо в 1870 году не изменили Тонку, ее дом по-прежнему оставался повстанческим гнездом. Именно здесь проходили заседания Русенского революционного комитета. Тонке было доверено хранить всю документацию организации. Она вместе со своими матерью и дочерью переправляла через Дунай оружие, всегда сохраняя хладнокровие. Она благословила сына Георгия, когда в 1873 году он отправился в Одесское военное училище.
Захарий Стоянов назвал ее «Баба Тонка» и под этим именем она осталась в памяти народа.
Ее дочь Петрана сшила знамя для Старозагорского восстания 1875 года и была вынуждена бежать, как и еще один сын Тонки – Никола Обретенов. Эстафету приняла самая младшая – Анастасия. Когда Шуменский революционный комитет был раскрыт, а его члены схвачены и отправлены в Русе, Баба Тонка упросила отпустить к ней в дом больного Панайота Волова. Вылечившись благодаря ее заботе, он перебрался в Румынию. Когда заптии пришли за ним в дом Бабы Тонки, она, не моргнув глазом, солгала им: «Желаю вам долгих лет жизни, а он умер!»
Власти, однако, уже подозревали этот дом и в конце 1875 года взяли его под постоянное наблюдение. Рядом с домом Обретеновой поселился богатый турок со своим гаремом. Однажды ночью к Бабе Тонке пришли три апостола — воевода Стоил, Георгий Икономов и Христо Караминков. Им пришлось просидеть целый день взаперти, пока не нашлось подводы до Тырнова. Положение было очень опасным — совсем рядом жили турки. И вот, чтобы развеять подозрения, Баба Тонка прибегла к хитрости. Взяв в руки по бутылке, она выбежала во двор и принялась плясать с громкими выкриками. Турчанки вышли посмотреть на нее, за ними их муж, а затем и вся махаля (квартал). Турки покатывались со смеху, не сомневаясь, что Тонка напилась. Пока она таким образом отвлекала внимание, революционеры скрылись.
Захарий Стоянов в своих «Записках о болгарских восстаниях» пишет:
«Должен вам сказать, что Баба Тонка была женщина веселая, охотница пошутить и посмеяться. Жизненный опыт подсказал ей, что с помощью известных приемов можно многого добиться от простодушных турок, которые еще не перестали уважать пьяных и благоговеть перед сумасшедшими, какой бы национальности они ни были. Случалось, какой-нибудь строгий жандарм, увидев ее впервые, принимался ругать старуху, угрожая ей виселицей за то, что она сделала четырех своих сыновей бунтовщиками. Тонка отвечала, что надумала выйти замуж, а ему, жандарму купит к свадьбе желтые сапоги. Представитель власти сначала никак не мог взят в толк, что это за женщина, — старухе шестьдесят лет стукнуло, а болтает про желтые сапоги! — но в конце концов его разбирал смех.
— Эти сыновья у меня непутевые вышли, — говорила Баба Тонка начальству, — но погодите, вот выйду замуж, уж я тогда постараюсь не рожать врагов султану.»
В начале 1876 года дом Бабы Тонки превратился в военный штаб, откуда во все стороны отправлялись указания и оружие. Во время Апрельского восстания Георги Обретенов был одним из апостолов и погиб в районе Сливена, а Никола был схвачен. Снова Баба Тонка каждый день носила в тюрьму еду, одежду и лекарства четникам Христо Ботева. Само ее присутствие давало им силы держаться достойно.
Никола Обретенов отправлен в Малую Азию, но уже ни один болгарин не упрекал Бабу Тонку. Она проводила очередного своего сына снова без слез. Напротив, она публично заявила:
«Четырех сыновей я потеряла – двое в могиле и двое полуживые. Но еще если бы имела еще четверых, я бы не пожалела отдать их, лишь бы увидеть, как они несут болгарское знамя с золотым львом…»
В 1878 году Ангел и Никола вернулись из заключения. Анастасия в 1882 году вышла замуж за Захария Стоянова. Когда правительство назначило Бабе Тонке пенсию за заслуги перед Отечеством, она стала отдавать ее на учебники для бедных учеников.
Баба Тонка умерла 27 марта 1893 г. Люди запомнили ее в неизменном черном платке, вечно провожающей и вечно ждущей. Называемая турками и болгарами «Матерью бунтовщиков», она превратилась в священный образ Болгарской матери.
Румынский журналист Замфир Арборе, посетивший Бабу Тонку в 1891 году писал «Пройдут годы, десятилетия, пройдет век, будут победы… Над всем этим тень Бабы Тонки будет выделяться как священная икона времен народной печали»
Ее именем названы улица в Бургасе, квартал в Сарафово, село в общине Попово, область Търговище, математическая гимназия в Русе и залив на острове Ливингстон в Антарктиде. Баба Тонка стала прототипом бабы Илийцы из повести «Немили-недраги» Ивана Вазова.
По материалам Болгарской истории