Васил Златаров — один из «отцов» болгарской авиации
3 ноября 1869 года родился Васил Иванов Златаров – болгарский офицер, полковник инженерных войск. Златаров считается основателем и организатором болгарского воздухоплавания и авиации, первым болгарином, совершившим полеты на воздушном шаре, безмоторном планере и аэроплане. Он также произвел первую в истории болгарской авиации (а по некоторым сведениям – первую в Европе) авиационную бомбардировку.
Васил Златаров родился в Гюргево (Джурджу), Румыния в прогрессивной семье. Его мать Николина Златарова, человек с гордым и свободолюбивым характером, была сподвижницей на Христо Ботева.
Васил окончил гимназию в Русе и 10 октября 1888 года поступил на военную службу. В 1891 году он окончил Военное училище в Софии и в чине поручика был зачислен в пионерные части. Служил в железнодорожной и первой пионерной дружинах.
В 1892 году во время Первой болгарской выставки в Пловдиве он в составе пионерного подразделения обеспечивал демонстрационные полеты аэростата «Ле Франс».
После этого Васил посвятил свою жизнь воздухоплаванию, просветительской деятельности и пропаганде роли воздухоплавания в военном деле.
По его просьбе в 1902 году он был направлен для обучения в Россию – в Учебный воздухоплавательный парк в Гатчину. В то время он был единственным иностранным офицером, допущенным в Учебный парк. Блестяще закончив курс, он вернулся в Болгарию, где был назначен начальником небольшой воздухоплавательной команды при Второй пионерной дружине в Софии. В этой команде проводили опыты с воздушными змеями.
В 1904 году Златаров был назначен ротным командиром в Пятую дружину, а воздухоплавательную команду возглавил другой энтузиаст – Харалампи Джамджиев. Встреча этих двух людей положило начало их сотрудничеству и предопределило будущее болгарской авиации. Построенные ими двухплоскостные змеи поднимали груз весом до 70 кг. Эти исследования стали базой для создания небольших, но стабильных в полете планеров. Демонстрационные полеты этих безмоторных аппаратов с горных склонов на территории Софийского военного лагеря положили начало планерному спорту в Болгарии. Однако, по решению высшего командования воздухоплавательная команда вскоре была расформирована.
В конце 1905 года Златарову было поручено представить план организации и структуру нового воздухоплавательного отделения. Отделение было сформировано 28 февраля 1906 года. К сожалению, не были ясно сформулированы его задачи, и оно не обладало практически никакими ресурсами. Из-за отсутствия аэростатов, Златаров вновь занялся конструированием воздушных змеев и планеров, а также разработкой плана развития воздухоплавания. План включал в себя в первую очередь изучение европейского опыта и использование его в Болгарии, а также строительство собственных аэростатов. В 1906 году Васил изучает французский опыт и наблюдает полеты Сантос-Дюмона на новом типе летательного аппарата – самолете. Несмотря на то, что сами полеты произвели на него сильное впечатление, Златаров считал самолеты недоступными для Болгарии и приобрел аэростат объемом 360 м3 и канатом длиной 300 м. Уже в Болгарии был изготовлен аппарат для наполнения аэростата газом и различные приспособления.
В 1909 году, снова посетив Париж, Златаров понял, что будущее – за летательными аппратами тяжелее воздуха. Для пропаганды самолетов Златаров вместе с Симеоном Добревским организовали полеты в Болгарии русского авиатора Б.С.Масленникова. В этом же году Златаров занял должность начальника воздухоплавательного отделения при железнодорожной дружине. 15 ноября 1910 года он стал первым болгарином, совершившим полет на аэроплане. Правда, в качестве пассажира русского летчика.
Из материалов, приобретенных в России в Болгарии по проекту Златарова и Казанджиева был изготовлен первый отечественный аэростат – «София-1» объемом 640 м3.
1 августа 1912 года он получил право свободного полета и позже использовался в ходе Балканских и Первой мировой войн.
Как командир на воздухоплавательного отделении и человек, глубоко погруженный в теорию и практику воздухоплавания начала ХХ века, Васил Златаров был убежден, что привязной аэростат слишком уязвим и не имеет будущего в военном деле. И, несмотря на то что направил Продана Таракчиева в Россию изучать управление аэростатами, он одновременно изучал технические характеристики и предложения производителей самолетов.
Златаров подготовил технические требования, которым должны были отвечать аэропланы, закупаемые для болгарской армии.
В 1911 году Васил Златаров был назначен командиром технической роты железнодорожной дружины, а позже – командиром воздухоплавательного парка.
Во время Балканской войны Златаров организовал около города Мустафа-паша (Свиленград) базовый аэродром и службу технического обслуживания аэропланной техники, включая первую полевую мастерскую для ремонта самолетов. 17 ноября 1912 года на самолете Блерио XI пилот — итальянский доброволец Джованни Сабели, и наблюдатель – майор Васил Златаров, сбросили несколько бомб на турецкие позиции у города Одрин (Эдирне).
В 1915 году Златаров назначен командиром понтонной дружины. Во время Первой мировой он сначала был назначен командиром телеграфного парка при Штабе действующей армии, а в 1916 году возглавил Воздухоплавательную дружину, состоявшую из баллонного (аэростатного) и аэропланного отделений. Он вновь создал полевую мастерскую, которой руководил Симеон Петров. Командиром аэропланной группы был Радул Милков.
По оценке историков авиации, в тяжелых военных условиях, при нехватке запчастей и сравнительно быстро устаревавшей технике, созданная Златаровым система организации полетов и ремонта техники, а также его личное участие в боевых действиях способствовало поддержанию в молодой болгарской авиации постоянной высокой боевой готовности и высокого боевого духа первых болгарских военных летчиков. 14 октября 1917 года Златарову было присвоено звание полковник.
После войны по условиям Нёйиского договора болгарская авиация подлежала уничтожению. Васил Златаров оказался среди офицеров, уволенных в запас «для уменьшения эффективности армии». Он работал как чиновник, пытался держать магазин.
Сильно ухудшившееся состояние здоровья отдалило Златарова от болгарской авиации и не позволило ему принять активное участие в ее возрождении в середине 20-х годов ХХ века.
Златаров написал и опубликовал первую в Болгарии работу «Записки по воздухоплаванию», первые учебники по аэростатам, метеорологии, разработал программы обучения аэронавтов и пилотов самолетов, инструкции по приобретению аэропланов и их боевому использованию.
Васил Златаров умер в Софии 17 мая 1932 года.