Кардам – предусмотрительный, дерзкий и победоносный
Веселин Асенов
Тысячелетняя история болгарского государства полна пустот – периодов, о которых историографы знают очень мало или почти ничего. В таких случаях исследователи используют логику, основанную на догадках чтобы восстановить хронологию исторических событий, или оставляют проблематичный период на периферии своих исследователей до того момента, когда появятся новые сведения.
Один из этих периодов болгарской истории – вторая половина VIII века, известный ученым как «Междоусобный кризис», а болгарским школьникам – как «тот урок со множеством имен». Тогда болгарское государство на десятилетия погрузилось в династические потрясения, правители менялись часто и обычно путем насильственного свержения, в мощный военный натиск Византии угрожал самому существованию Болгарии.
В данной статье перед нами стоит относительно легкая задача – представить читателю правителя, который сумел вывести болгарское государство из политического кризиса и положил начало ее территориальному расширению и расцвету в начале IX в. Этот правитель – хан Кардам. Источники не дают нам возможности с уверенностью говорить о его прошлом до момента восшествия на престол. Все же, косвенные данные, полученные главным образом из византийских хроник позволяют заключить, что Кардам добился верховной власти в Болгарии уже в зрелом возрасте, имея за плечами солидный военный и политический опыт.
Кардам принял бразды правления в 777 году от Телерига, который был свергнут и нашел убежище в Византии. Началу его правления благоприятствовало, то, что Византия находилась в конфликте с Арабским халифатом и не угрожала напрямую Болгарии.
Тогдашний ромейский басилевс Лев IV Хазарский воздерживался от конфронтации с северной соседкой из-за неустойчивого положения империи в Малой Азии и проводил преимущественно переселенческие кампании в Тракии. Их целью было сформировать по границам с болгарским государством военизированное население, которое выполняло бы роль пограничной стражи.
Действия византийского императора едва ли остались незамеченными Кардамом, но так как прямой угрозы его государству не было, правитель не проявил интереса к происходившему. Возможно, разумеется, что это было лишь показное безразличие. Это своеобразное мирное сосуществование Болгарии и Византии, продолжавшееся около десятилетия, превратилось в отличную возможность для болгарского правителя укрепить свою власть и авторитет – возможность, которой не имели его предшественники.
Дошедшие до нас источники не сообщают, что происходило в Болгарии до 789 года, но мы можем предположить, что Кардам смог справиться с непокорной аристократией способом, после которого был вполне уверен в своей власти. Имея в виду и то, как веком позже князь Борис-Михаил справился с угрожавшими его власти 52 болярскими родами, едва ли можем сомневаться, что Кардам использовал аналогичные способы. Хотя прошедшее десятилетие не оставило сведений о происходившем в Болгарии, оно было богато на документированные события в Византийской империи. С 780 года Восточная римская империя имела нового басилевса – малолетнего Константина VI, чьим регентом была властная вдова покойного Льва IV – Ирина.
Правление нового императора началось не слишком хорошо – в 782 году византийцы потерпели в Малой Азии тяжелое поражение от арабов и были вынуждены заключить унизительный мирный договор, превратившись в данников Халифата. Хотя ромейские полководцы предпочитали продолжение военного конфликта с арабами, мирное соглашение было заключено ввиду брожений среди славянского населения в южных частях Балканского полуострова. Восстания, вспыхнувшие поблизости от таких важных административных центров, как Солун были крайне опасны для империи, которая немедленно направила на их подавление освободившиеся войска из Азии.
Ромейские легионы были отданы под командование стратега Ставрикия – опытного командира, пользовавшегося доверием императрицы Ирины. Он смог к 784 году подавить все очаги восстания в Пелопоннесе, Фессалии и Элладе. Из последовавших действий Ирины мы понимаем, что Кардам вероятно пристально следил за развитием восстаний в Византии и очевидно не исключал возможности поддержать их своими военными силами. Весной 784 года императрица вместе с сыном во главе большой армии посетила приграничные крепости в Тракии. Она приказала демонстративно усилить крепости Анхиало, Филиппополь и Берое, которая была переименована Иринополь.
Очевидно, Кардам принял демонстративную акцию византийской императрицы за объявление войны и в 789 году отправил войска в область реки Струма. Болгары наткнулись на армию тракийского стратега Филита, стоявшую в не укрепленном и небрежно охранявшемся лагере. Болгары не упустили возможности неожиданно атаковать византийцев и в завязавшемся сражении разгромили их. Среди погибших оказался и сам стратег. Перчатка была брошена, Болгарию и Византию вновь закружил вихрь войны.
В 791 году Константин VI лично повел византийскую армию, которая встретила болгар недалеко от крепости Проват около Адрианополя. Стиль командования Кардама довольно сильно отличался от манеры некоторых более поздних болгарских правителей. Кардам проявил себя как исключительно предусмотрительный и осторожный стратег, который тщательно анализировал ситуацию и обычно уступал своему противнику право первого хода. В зависимости от развития боя он адаптировал свою тактику. Это, официально первое сражение между Болгарией и Византией оказалось коротким – согласно хроникам Теофана Исповедника, молодой император
…вскоре испугался войска болгарского правителя и отступил.
Кардам со своей стороны не проявил желания преследовать побежденного врага. Судя по всему, в последующие годы два соперника готовились к решительной схватке, которая должна была определить победителя в войне. Летом 792 года Константин VI повел свои войска к пограничной крепости Маркели, где надеялся разбить Кардама.
По словам Теофана Исповедника, басилевс
…воодушевленный и убежденный лжепророками, что его будет победа, подходил необдуманно и беспорядочно…
20 июля он обрушился на болгарские позиции.
Кардам спокойно позволил своему оппоненту сделать первый ход, после чего методично использовал преимущества, которые ему давала позиция, занятая на окружающих возвышенностях, и приказал спрятанной в стороне от поля боя тяжелой болгарской коннице начать решительное наступление.
Поражение, которое потерпела Византийская империя было серьезным – кроме большого числа обычных воинов, погибли и несколько выдающихся имперских военачальников. Согласно Теофану, Константин VI вернулся в Константинополь как беглец, а
болгары добились получили богатую добычу – деньги, кони, императорская палатка со всей ее прислугой…
Эта победа вновь превратила империю в данника Болгарии и послужила укреплению авторитета Кардама как руководителя государства. Насколько можно судить из хроник, мирное соглашение 792 года строго соблюдалось следующие четыре года до того момента, когда в 796 году басилевс не решил, что готов взять реванш. Он отказался отправить Кардаму полагавшуюся дань, на что болгарский правитель откликнулся угрозой-предупреждением:
Или мне плати дань или я дойду до самих Золотых ворот и опустошу Тракию!
Басилевс, однако, не струсил и вместо ежегодной дани отправил Кардаму конский навоз сопроводив его посланием, которое нам передает Теофан Исповедник:
Отправляю тебе дань, которая тебе подобает. Ты стар, и я не хочу видеть тебя здесь. Я приду к Маркели, а ты выходи навстречу. Пусть бог нас рассудит.
Кроме сведений о накалившейся политической обстановке между Болгарией и Византией, это обмен дипломатическими угрозами дает нам важную информацию о том, что правитель болгарского государства явно находился на закате своей жизни. Так или иначе, прежде чем Кардам занял свое место в пантеоне великих болгарских правителей прошлого, ему предстояло провести еще одно важное сражение. После усиленной подготовки Константин VI во главе хорошо организованной многочисленной армии отправился к Адрианополю.
Византийское войско состояло из малоазийских легионов – опытных и закаленных в сражениях с арабами бойцов. Ко времени прибытия Константина VI в окрестности Адрианополя, болгарские силы во главе с Кардамом уже ждали его поблизости от крепости Версиникия. Наученный горьким опытом поражения 792 года, в этот раз басилевс не решился атаковать первым. Кардам, как и во время предыдущих сражений терпеливо ждал, когда противник совершит ошибку. 17 дней болгары и ромеи ждали сигнала к атаке, готовясь пролить кровь. Сигнала, однако, так и последовало.
Согласно хронике Теофана Исповедника, две армии, так и не вступив в бой отступили – одна на север, вторая на юг.
Хотя и выглядит странно, что после угрозы «опустошить Тракию», Кардам не пожелал вступить в бой с Константином VI, мы не должны удивляться предусмотрительности болгарского правителя. Он правил во времена, когда малейшая ошибка, самый незначительный провал, могли означать потерю власти или даже жизни. А Кардам приложил слишком много усилий для стабилизации государства, чтобы допустить возможность того, что страна снова окажется в междоусобном кризисе, что произошло бы в случае его насильственного отстранения от власти.
Более того, судя по всему, даже без боя болгарский правитель добился своего – после возвращения в Константинополь, ромейский император снова начал отправлять ему ежегодную дань в соответствии с договором 792 года.
В конечном итоге Кардам превратился в первого болгарского правителя второй половины VIII века, который удержал власть и обеспечил спокойствие в стране до самой своей смерти в 803 году, когда во главе Болгарской державы встал Крум.
Надо отметить что изображения хана — ето современний художественый вымисел. Не знаем как он выглядел, но, судя по изображения Крума https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BC#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Krum33.jpg и Омуртага https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Omurtag1.jpg то болгарские правители далеко не такими монголо-татарми выглядели. Да и неясно хан ли был их титул, или кан; в греческих надписях того времени написано — «канас» или «кан»; некоторые от етого делают заключение, что произходит титул «князь».
Согласен полностью.