Данаил Николаев: «Человеку в феске не рапортую!»
В создание современного болгарского государства большой вклад внесли бессарабские болгары. Ярким примером этого является жизнь генерала Данаила Николаева.
Он родился 30 декабря 1852 года в Болграде в семье переселенцев из Тырновского и Сливенского регионов. Окончил Болградскую гимназию – самое престижное болгарское учебное заведение того времени. В возрасте 19 лет поступил вольноопределяющимся на службу в русскую армию – в 54-й Минский пехотный полк, расквартированный в Кишиневе. Позже был принят в Одесское пехотное юнкерское училище (позже его имя будет выбито на мраморной доске наряду с именами других выдающихся выпускников).
Энергичный молодой человек быстро включился в работу болгарской революционной эмиграции. Летом 1876 года вспыхнула Сербско-турецкая война, породившая надежды на освобождение Болгарии. Прапорщик 54-го Минского полка Николаев подал рапорт об отставке с тем, чтобы участвовать в боевых действиях. Однако был лишь отправлен в отпуск; служил добровольцем в 3-й роте 2-го батальона 2-й бригады сербской армии.
После поражения Сербии Данаил вернулся в свой полк, а в апреле 1877 года был зачислен в формировавшееся болгарское ополчение. Он отвечал за вооружение Пятой ополченческой дружины. С началом русско-турецкой войны назначен ротным командиром и отличился в боях за Казанлык, при Стара Загора и на Шипке, в сражении у Шейново был ранен. Его боевая служба произвела большое впечатление на русское командование, а его рота получила неофициальное название «золотой». Николаеву присвоили звание поручика (это было его второе повышение за полгода – перед войной его произвели в подпоручики). За отличие Данаил был награждён орденом св. Георгия IV степени.
В силу Берлинского договора ополченческие дружины, расквартированные южнее Балканского хребта, были переформированы в Восточно-румелийскую милицию. Всего за несколько месяцев болгары – офицеры на русской службе (в том числе и Николаев, служивший в 6-й пехотной Старозагорской дружине), используя как прикрытие гимнастические общества, созданные при поддержке комитета «Единство», обучили военному делу более 5 тысяч человек, готовых противостоять намерениям Османской империи вернуть в Восточную Румелию свои войска.
Весной 1879 года Данаилл Николаев входил в состав делегации, встречавшей первого султанского губернатора области – болгарина Алеко Богориди (Алеко-паша). Поручик заявил, что, если на голове османского сановника будет феска, он откажется приветствовать его отданием воинской чести. Богориди был вынужден заменить феску на шляпу.
«Паша надел шляпу, и я явился, чтобы рапортовать ему» — вспоминал Николаев, уже при первой встрече показавший губернатору, что власть султана в Восточной Румелии будет номинальной. Слова его о феске, трактуют не только в буквальном, но и в более широком смысле. Генерал ненавидел раболепие и презирал всех, кто пресмыкался перед сильными мира сего.
Николаев сделал успешную карьеру: с 1883 года он — майор и командир 2-й Пловдивской дружины. Позже возглавил Пловдивский военный округ – должность, оказавшуюся ключевой для осуществления Объединения.
Он отверг как «разбойничий» первоначальный план заговорщиков, которые собирались убить тогдашнего губернатора Гаврила Крыстевича и отступить в горы. Офицер предложил вовлечь в подготовку к Объединению весь народ, а он как начальник военного округа брался под видом маневров сосредоточить вокруг Пловдива многочисленную армию. Члены тайного революционного комитета доверили ему общее командование революционными силами, включая и сельские отряды. Друзья дали ему прозвище Арабито – по имени Араби-паши, возглавившего в 1881 году восстание в Египте.
В начале сентября 1885 года Николаев приказал собрать в лагере возле шоссе на Асеновград две дружины. Каждый солдат должен был иметь боеприпасы и сухари минимум на 3 дня. В ночь с 5 на 6 сентября он перед строем солдат громко заявил:
В эту ночь мне выпала честь повести вас против турецкого правительства. Клянусь от вашего имени в верности болгарскому князю Александру!
и повел дружины к Пловдиву. Около 3 часов ночи части Николаева подошли ко дворцу губернатора. Здесь их встретил русский военный агент полковник Чичагов, упрекнувший Николаева в том, что он идет против воли императора, поскольку Россия – против Объединения. Разъяренный Николаев ответил:
Если вам не нравится, убирайтесь!
Симеон Радев отмечал:
В Пловдиве у Николаева часто были столкновения с русскими офицерами, от которых он не мог стерпеть презрительного тона по отношению к болгарам.
После провозглашения Объединения, князь Александр произвел Данаила Николаева в подполковники. В то время в болгарской армии это было самое высокое звание.
Восточного корпуса, который должен был отразить возможное вторжение в княжество османских войск. Поэтому он смог прибыть на западный фронт лишь в конце боев за Сливницу. Имея более высокое звание, он принял командование Западным корпусом, сменив майора Аврама Гуджева. После взятия Цариброда предстояло вторжение на сербскую территорию – впервые болгарская армия пересекала чужую границу. В войсках царило огромное воодушевление.
Широкий фронт позволял Николаеву максимально использовать все силы армии – пехоту, артиллерию и конницу. При Келташе болгарские и сербские эскадроны впервые вступили во встречный бой. Наступление закончилось меньше, чем за 48 часов. Европейские военные эксперты указывали, что болгарские действия при Пироте «заслуживают изучения и похвалы». Сербские части обратились в бегство и лишь вмешательство австро-венгерского посланника спасло Сербию от полного разгрома.
После окончания войны командовал Софийской пехотной бригадой. Был произведён в полковники (первый полковник в болгарской армии).
Во время пророссийского переворота (детронизации князя Александра Баттенберга) в августе 1886 года находился на лечении в Вене. Являлся сторонником князя Александра, был вызван в Софию и назначен военным министром, находился на этом посту в августе 1886 — июне 1887 годов.
Командир с характером, закаленным в боях, Данаил Николаев всегда ставил интересы Отечества, как он их понимал, выше личных. Будучи военным министром, он взял на себя тяжелую ответственность, подавив в 1887 году бунт офицеров-русофилов и подписав смертные приговоры даже своим старым боевым товарищам. Приказал расформировать участвовавшие в восстании воинские части и сжечь их боевые знамёна. После избрания князем Фердинанда I стал его советником (1887—1893), также командовал 5-й пехотной бригадой, а в 1891—1893 годах был одновременно инспектором пехоты. После конфликта личного характера в 1893 году подал в отставку, в 1895—1897 годах являлся председателем Верховного македонского комитета.
Второй раз Николаев возглавил Военное министерство в 1907 году. Он сохранил за собой этот пост и в кабинете своего земляка Александра Малинова. В 1908 году, как член правительства, участвовал в провозглашении независимости. Годом позже стал первым болгарским генералом от инфантерии.
К моменту начала Балканской войны Николаев уже был уволен в запас. Однако он выразил желание вновь служить своей стране. Правда, был направлен не на фронт, а в тыл – комендантом Ямбольского укрепрайона. Разочарованный генерал подал в отставку. Вскоре ему пришлось пережить еще одно унижение – его не пригласили в Пловдив на празднование 50-летия Объединения.
16 апреля 1925 года, во время террористического акта в соборе Святой Недели в Софии погиб его единственный сын — полковник Никола Николаев
Николаев поддержал круг «Звено» во время переворота 1934 года, а двумя годами позже вместе с другими заслуженными генералами-ветеранами открывал Георгиевский парад.
В 1937 году по личному приглашению царя Бориса ІІІ Данаил Николаев стал крестным отцом престолонаследника Симеона.
Награды
Орден «За храбрость» 2-й и 3-й степени, 2-го класса.
Великий крест ордена Святого Александра с бриллиантами и 1-я степень ордена.
Орден «За заслуги» (золотой).
Орден Святых Кирилла и Мефодия.
Орден Святого Георгия IV степени (Россия, 5 мая 1878 года).
Орден Святой Анны III степени с мечами и бантом (Россия).
Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (Россия).
Орден Белого орла 1-й степени (Сербия).
Медаль «За храбрость» (Сербия).
Орден Князя Даниила I 1-й степени (Черногория).
Орден Звезды Румынии с мечами.
Орден Османие 1-й степени (Турция).
Орден Меджидие 1-й степени с бриллиантами (Турция).
Орден Льва и Солнца 1-й степени (Персия).
Патриарх болгарской пехоты, Данаил Николаев умер 29 августа 1942 года в селе Банкя.