Танцы огня

День 21 мая в православии посвящен святым Константину и Елене. Император Константин Великий установил для христианства статус официальной религии в Византийской империи, а Елена была его матерью и благочестивой христианкой, усилиями которой в Иерусалиме был найден истинный Крест Господень, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего.

Кръстóва горá

В болгарской народной традиции двух святых обычно называют Костадин и Еленка и считают иногда братом и сестрой, реже — супругами. Их день — последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета. Обряды, связанные с этим днем не слишком распространены — в Родопах чествуют пастухов, которые ритуально доят овец и выгоняют их на летние пастбища. Святых почитают и как градушкаров — в соответствии с поверьем «Еленка носит в своих рукавах град», «Еленка и Костадин носят град в мешке».

С этим праздником связан и ритуальный танец на раскаленных углях, известный как нестинарство. Его происхождение и смысл до сих пор полностью не понятны. Ученые подчеркивают, что нужно различать нестинарство и огнеходство. Нестинарство — не просто умение пройти босыми ногами по углям, а целостная система верований и ритуальных практик.

Обычай был распространен на ограниченной территории — только в районе между Странджой и Черным морем. Существует предание о ныне покинутом селе Припор (Трипори), откуда в давние времена нестинары расселились по другим местам. Село с таким названием сегодня существует в Северной Македонии, но имеет ли оно отношение к зарождению нестинарства не известно. В прошлом существовало всего около 20-30 нестинарских сел. Население их представляло собой особую этническую группу — нечто среднее между болгарами и греками. Нестинары говорили на двух языках — болгарском и греческом и носили особую одежду, сильно отличавшуюся от одежды жителей окрестных сел.

По сведениям, собранным Петко Р. Славейковым, жители нестинарских сел имели характерную веру и обряды — много постились, не соблюдали большинство христианских праздников, работали в воскресенье. Славейков приводит даже слухи, что у нестинаров не было кладбищ — своих мертвых они сжигали. После череды войн, эпидемий, территориальных переделов и гонений большинство нестинарских сел исчезло. Сегодня ритуал сохранился только в районе вокруг странджанского села Българи и в некоторых местах в Греции.

Несмотря на то, что нестинарские ритуальные практики имеют круглогодичный характер, кульминация наступает 21 мая — в день святых Константина и Елены.

Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, «курбан» (ритуальный забой ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы.

Предводитель нестинаров, которого называют векилин, ватафин или питроп вместе с группой юношей выносят из церкви специальные нестинарские иконы — кунзими. Эти иконы называют еще «опашати» (хвостатыми), потому что они снабжены ручками для удобства переноски. На них чаще всего изображены святые Константин и Елена, стоящие с двух сторон от креста.

Фото Болгарского национального радио

Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Кунзими относят в «конак (домик) святого Константина» (часовню, посвященную этому святому), где их встречают нестинары. Иконы окуривают ладаном и одевают в праздничные «ризы» — специальные красные футляры из материи, обшитые серебряными монетами. Сюда же приходят музыканты с гайдой (болгарской волынкой) и специальным нестинарским тъпаном (большим барабаном), который используется только в день этого праздника. Звучат ритуальные мелодии, начинается торжественное шествие, в котором участвуют все жители села.

Фото: Димитр Табакофф

Иконы относят к аязмото (священному источнику) святого Константина и священник производит освящение воды. Иконы ритуально обмывают освященной водой — считается, что этот увеличивает их волшебную силу. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. Затем все возвращаются в «конак», где совершается курбан — ритуальное жертвоприношение в честь святых. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверье, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить.

Фото: Димитр Табакофф

Тем временем в центре села начинается подготовка нестинарского огнища. Чтобы получился «хороший жар» обычно сжигают несколько телег дров. Пока огонь разгорается, под музыку гайды (волынки) и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро.

Фото: Димитр Табакофф

Вечером нестинары во главе с ватафином снова идут в конак, где вдыхают дым ладана и молятся перед иконами. Позже, когда уже стемнеет, перед параклисом (часовней) собирается все село вместе с музыкантами. Под звуки музыки ритуальная процессия прибывает к огнищу и наступает кульминация праздника. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг толстым пластом.

Фото Болгарского национального радио

Нестинары впадают в особенное состояние транса и с криками (так называемое «въхкане») с иконами в руках один за другим входят в огненный круг. Они двигаются характерной походкой — мелкими ровными шагами, при этом не обжигают своих ступней. После окончания ритуального танца все присутствующие вместе танцуют нестинарское хоро «на здраве». Сами нестинары описывают свое состояние в момент ритуала по-разному. Некоторые испытывают сильный озноб и им нужно войти в жар от углей, чтобы согреться. Другие видят перед собой святого Константина, который гасит огонь перед их ступнями, чтобы они не обожглись.

Фото: Димитр Табакофф

Исследования утверждают, что в прошлом нестинарство передавалось по наследству, существовали целые нестинарские рода. Чаще всего нестинарство практиковали женщины, но были и нестинары -мужчины. Нестинаром нельзя было стать по собственному желанию, а только «по воле бога или святых». В прошлом некоторые нестинары во время обряда прорицали будущее. Говорят, что они проявляли и целительские способности — сразу же после выхода с раскаленных углей брали на руки больного ребенка, который впоследствии выздоравливал.

Фото: Димитр Табакофф

Происхождение и сущность нестинарства и сегодня вызывают споры среди ученых. Одни исследователи считают, что речь идет о шаманских практиках, по мнению других, корни нестинарства кроются в тракийском культе бога Диониса- Сабазия или культе Солнца.

Сегодня этот ритуал можно увидеть в селе Българи, куда он привлекает многочисленных туристов со всего мира, превратившись в аттракцион и экзотическое зрелище. В 2009 году нестинарство включено ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»

Фото: Димитр Табакофф

2 thoughts on “Танцы огня

  • 17.06.2020 в 19:53
    Permalink

    То, что Вы писали не правда. Нестинары играют вечером в день Св. Святые Константин и Елена ночь 3 и 4 июня по старому стилю, а не 21 мая. Настоящие нестинары признают только 3 июня, остальные являются подделки и играть на деньги в ресторанах.
    Ритуал включен в список нематериального мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

    Запись из моего профиля ВКонтакте:
    https://vk.com/id411342134?z=video411342134_456239093%2Feabe67f082d25f9c0a%2Fpl_wall_411342134

    Добро пожаловать в Болгарию, чтобы увидеть их лично в деревне Болгари!

    Ответ
    • 17.06.2020 в 20:18
      Permalink

      Добрый день, уважаемая Корнелия. Спасибо за Ваш комментарий. При подготовке этого материала я использовал «Голяма книга български празници и обичаи». Авторы – доценты Вихра Баева и Веселка Тончева из Института этнологии и фольклористики с БАН http://bratushka.ru/bolshaya-kniga-bolgarskih-prazdnikov-i-obychaev-enciklopediya-narodnogo-kalendarya/
      И я действительно мечтаю увидеть нестинарские обряды своими глазами. Несмотря на то, что я бываю в Болгарии почти каждый год, мне это пока не удалось. Я буду Вам благодарен за Ваши замечания относительно других материалов и за советы, о чем еще я могу рассказать своим читателям.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.