Голяма Богородица

15 августа отмечается Успение Богородицы, т.е. конец ее земного пути, когда ее душа (а согласно некоторым толкованиям – и тело) вознеслась на небо. Это один из главных и торжественных праздников в церковном календаре, поскольку Богородица — одна из самых почитаемых сакральных фигур, объект всенародной любви и поклонения. Она является покровительницей ряда святилищ и местностей, городов и сел. Во многих местах находятся иконы Богородицы, считающиеся чудотворными, источники или скальные образования, с которыми связаны паломнические маршруты и множество рассказов о чудесах. Успению Богородицы посвящены церкви и монастыри по всей территории Болгарии, из которых самые известные – Троянский и Бачковский.

Праздник отмечается торжественно, с литургией, освящением воды, народными сборами и приготовлением курбана (ритуального угощения) как в монастырях, так и во многих местах, населенных не только болгарами, но и цыганами-христианами.

Торжественное шествие в честь Успения Богородицы в Троянском сонастыре

В народной среде этот праздник известен как Голяма (Большая, Великая) Богородица, в отличие от праздника Малка (Малая) Богородица – дня ее рождения 8 сентября. Праздник связан с запретом работы, который особенно строго соблюдают женщины, считающие Богородицу своей защитницей и покровительницей.

К празднику замешивают специальный обрядовый хлеб, иногда из новой муки. Хлеб раздается «на здоровье» и «в память умерших», освящаются и также раздаются первые собранные плоды – виноград, арбузы и мед.  Именинницы (женщины, носящие имя Мария и производные от него) организуют курбан «на здоровье», приглашая на него гостей. Раньше на стол ставили большую миску полную первыми сорванными початками кукурузы – вареными или жареными. Если случалось так, что бездетная женщина первой приходила к имениннице и первая брала кукурузу, это считалось знаком того, что Богородица услышала ее молитвы и скоро подарит ей ребенка.

Святая Богородица (называемая также Света Богородичка, Святая Мария, Божья Мать, Пресвятая Дева и Мать Иисуса Христа) воспринимается как милостивая заступница перед богом и покровительница человеческого рода, особенно женщин и детей. Ее образ широко представлен в болгарском фольклоре. Поскольку Святое Писание дает только отрывочные сведения о ее жизни, устная традиция старается заполнить «белые пятна», привлекая фольклорные мотивы и сюжеты. В Средние века распространилось большое количество апокрифических текстов на эту тему. Самый популярный среди них – «Хождение Богородицы по мукам», описывающий как Богоматерь спустилась в ад и увидела страдания грешников. Апокриф нашел отражение и в фольклорных произведениях, например, в следующей песне из Хасковского региона, записанной Атанасом Илиевым:

Тръгнала е Божа майка

Да са моли на Господла:

— Дай ми, Боже нахтарето,

Нахтарето на рай Божя,

Та да ида да отключа,

Да отключа рая Божя,

Да пригледам мъртви души;

Имат ли си за ядене,

За ядене, за пиене.

Дал й Господ нахтарето,

Та отишла, отворила,

Отворила рая Божя,

Пригледала мъртви души.

Сички седат наред-наред:

Сирмасите ядат, пият,

Богатите седат, гледат

И бъркат си злато, сребро,

И са молят на сирмаси:

— Я дайте ни от вашето,

От вашето за ядене,

За ядене, за пиене,

Да ви дадем от нашето,

От нашето злато, сребро.

Тий казали: – не даваме

От нашето за ядене,

За ядене, за пиене,

Не щеме ви злато, сребро.

Върнала се Божа майка,

Приключила рай Божия.

Пошла Божья мать

Попросила Господа:

— Дай мне, боже ключи,

Ключи от рая Божьего,

Пойду, открою,

Открою рай Божий,

Посмотрю на мертвые души:

Есть ли у них еда,

Еда, питье.

Дал ей Господь ключи,

Пошла она, открыла,

Открыла рай Божий,

Посмотрела на мертвые души.

Все сидят по порядку:

Бедные едят, пьют,

Богатые сидят, глядят

И ковыряются в своем золоте, серебре

И просят бедных:

— Дайте нам от вашего,

От вашей еды

От еды, питья

Мы дадим вам от нашего,

От нашего золота, серебра.

Те сказали – не дадим

От нашей еды,

Еды, питья,

Не возьмем вашего золота, серебра.

Вернулась Божья мать,

Закрыла рай Божий.

В традиционной культуре Богородица считается покровительницей женских ремесел: прядения, ткачества, шитья – женщины обращаются к ней с молитвой, чтобы работа спорилась. Саму ее часто представляют прядущей в изображениях Благовещения на иконах, фресках и над царскими вратами иконостасов.

Благовещение

Богоматерь также является покровительницей материнства. К ней обращаются с молитвами бездетные женщины, беременные, роженицы и матери, а в некоторых посвященных ей храмах практикуют специфические ритуалы для лечения бесплодия. Богородица занимает важное мест в родильной обрядности, например при ритуале «Богородична пита» (или Погача), который происходит через 40 дней после родов. Подобные практики и представления дают основание считать, что образ Богородицы унаследовал некоторые черты древней Богини-Матери.

Образ Богоматери присутствует и в песнях, исполняемых на Коледу (Рождество), чаще всего в тех, что поются для хозяйки дома. В них описываются родильные муки, которые длились от Игнажден до Божича (то же самое, что Коледа), купание и пеленание Молодого Бога и поиски для него крестного отца среди святых. Крестным был выбран святой Иоанн (Иоанн Креститель), крестивший наворожённого в водах реки Иордан.

В других текстах Богородица дарует чудесное превращение женщине, которая заботится о Молодом Боге или проклинает осину, или кукушку, не проявившие достаточного уважения к ей и ее сыну. Легенды рассказывают, как она благословила паука, который сплел паутину на входе в пещеру, где она скрывалась с маленьким Иисусом от воинов царя Ирода. Согласно другой легенде, Мария тронутая материнской любовью жабы к своему уродливому жабчонку благословила жабу и завещала не убивать жаб. Божья мать, однако, может и сурово наказывать, как она поступила со святым Трифоном, который отпускал в ее адрес непристойные намеки. 

В сказках Богородица часто выступает в роли волшебного помощника. Она дарует хорошему юноше необыкновенную собаку или волшебный свисток, или возвращает отрубленные руки несправедливо обвиненной девушке.

Существуют предания, связывающие отдельные места или населенные пункты с присутствием Богоматери, чаще всего в то время, когда она пряталась с маленьким Иисусом. Одно предание объясняет происхождение названия города Станимака (сегодня – Асеновград) фразой «Стани, майко, да бягаме!» («Вставай, мама, бежим!»), которую маленький Иисус произнес, предупреждая мать о приближении воинов царя Ирода.  Местная река, по легенде, стала золотоносной, когда Мария искупала в ней своего божественного младенца. По другим преданиям, горячие источники возникли там, где Богородица купала своего сына.

Богородица считается покровительницей болгарского города Хасково. Над городом, на Младежкия (Молодежном) холме возвышается статуя Светой Богородицы с Младенецем. Высота скульптуры — 14 м, вес — 80 т. Статуя установлена на 17-метровом постаменте, представляющем собой параклис (часовню).

Множество историй связано с чудотворными иконами Богородицы, которые перелетали с места на место, защищали от вражеских нашествий и эпидемий, излечивали болезни и выполняли просьбы. Богородица и сегодня – один из наиболее часто встречающихся персонажей в рассказах о чудесных исцелениях и наказаниях, вещих снах, видениях, предсказаниях и других чудесах. Она часто упоминается в заклинаниях, используемых для изгнания злых духов и болезней.

По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *