Всемирное братство Петра Дынова

11 июля 1864 года в селе Хадырча (сегодня- Николаевка), Варненской околии родился Петр Константинов Дынов, называемый последователями «Учитель» Беинсá Дунó, — болгарский философ, основатель религиозно-философского учения и Всемирного белого братства.

Родился Петр в заслуженной православной семье. Его отец Константин Дыновский был первым болгарским священником в Варне, а дед по материнской линии Атанас Георгиев — известным борцом за независимость болгарской церкви. И, как говорится, сперва ничто не предвещало. Мальчик окончил школу в родном селе, а затем гимназию в Варне. Но потом вдруг оказался в американской методистской школе в Свиштове, где попал под влияние протестантства. И пошло-поехало…

Петр отправился в США и поступил в Методистскую теологическую семинарию «Drew» в городе Мэдисон, штат Нью-Джерси, затем — на Теологический факультет Бостонского университета. Там он параллельно посещал занятия на Медицинском факультете и одновременно с дипломом теолога получил сертификат на право заниматься медициной.

В 1895 году Дынов вернулся в Болгарию, поселился в Варне, но от места методистского проповедника отказался. Вместо этого он написал и издал книгу «Наука и воспитание», где анализировал путь человека в мире и говорил об основах новой культуры, которая должна возникнуть в наступающем веке.

Через год он с несколькими единомышленниками учредил в Варне «Общество для поднятия религиозного духа болгарского народа» и издал брошюру с мистическим текстом «Хио-Ели-Мели-Месаил». Так он оказался в центре духовного общества, которое позже переросло в «Синергическую цепь» и «Всемирное белое братство», а последователи стали называть его Учителем.

В молодости Петр учился музыке и игре на скрипке, а в 1900-е годы начал писать музыку к библейским текстам и текстам собственного сочинения. Эти «песни», позже названные «братскими», и мелодии он называл оккультными музыкальными упражнениями, предназначенными для того, чтобы тонизировать и гармонизировать психические процессы ученика. Некоторые из текстов этих упражнений написаны на придуманном Дыновым (и объявленным им священным) «ватанском протоязыке».

В 1904 году Дынов переселился в Софию, где продолжал создавать, углублять и распространять свое учение. Он путешествовал по болгарским селам, собирая народные сказки и проводя френологические исследования, выступал с публичными проповедями — «беседами», основал эзотерическую Школу Всемирного белого братства, состоящую из Общего оккультного и Специального (молодежного) оккультного классов, занятия в которых проходили еженедельно до самой смерти Дынова. Здесь же он начал работу над паневритмией – циклом из 28 упражнений, состоящих из мелодии, текста и пластичных движений. Позже к ним добавились упражнения «Солнечные лучи» и «Пентаграмма»

Дынов с учениками на горе Витоша. 30-е годы ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

В 1914 году Дынов провел первую, официально стенографированную воскресную беседу «Вот Человек», положившую начало серии «Сила и жизнь», где изложил основные принципы своего учения, названного «Новым учением Всемирного белого братства».

Во время Первой мировой войны правительство интернировало Дынова в Варну, так как он «смущал дух солдат на фронте». Когда война окончилась, множество людей находились в шоке и растерянности от «Второй национальной катастрофы». Возможно, именно это стало причиной быстрого роста числа последователей Дынова, дававшего людям некоторую надежду на будущее и ориентиры на жизненном пути. К 1930 годам число «дыновистов» достигло около 40 тысяч человек. По воспоминаниям современников в 1920-е годы в квартире Дынова часто скрывался от полиции молодой профсоюзный активист Георгий Димитров, ставший впоследствии руководителем болгарской компартии и государства.

В пригороде Софиии Дынов основал поселение Изгрев (Восход, сегодня это столичный квартал Изгрев), где поселился и собрал своих слушателей, последователей и учеников. Летом 1929 года он впервые вывез своих последователей в лагерь в Рильских горах около знаменитых Семи Рильских озер.

С начала 1930-х годов он использует псевдоним Беинса Дуно. Согласно некоторым источникам, это имя имеет санскритские корни и может быть расшифровано как «Тот, кто несет добро через слово». По другим версиям корни имени нужно искать в таки называемом ватанском языке, который, по Дынову, был первичным протоязыком человечества. Теолог Светослав Иванов утверждает, что Беинса Дуно — оккультное имя, отражающее духовное и творческое взаимодействие между Богом, Учителем — Петром Дыновым и его учениками при совместной работе над Словом, музыкой и Паневритмией.

В мае 1936 года активист партии «Демократический сговор» избил Дынова, тот получил кровоизлияние в мозг и был частично парализован. Несмотря на это, в июле Дынов отправился с учениками в лагерь на Рилу и к 12 августа полностью поправился. Этот случай последователи Дынова приводят как доказательство истинности и силы его учения.

20 декабря 1944 года Петр Дынов провел в Софии беседу «Последнее слово», а 27 декабря – умер и был похоронен в квартале «Изгрев» в месте, которое называется «Сад Учителя».

«Сад Учителя» в квартале Изгрев
Могила Петра Дынова
«Сила человека в исполнении воли Бога», на лучах звезды написано: «мудрость», «любовь», «истина», «правда».

В 1953 году во Франции Михаил Иванов, один из учеников Дынова создал Всемирное белое братство, которое в следующие годы распространило десятки духовных центров по всем континентам. Последователи Иванова практикуют паневритмию и специально изучают «мистический болгарский язык», чтобы петь в оригинале музыкальные упражнения Дынова. После демократических перемен в Болгарии сотни людей со всего мира посещают ежегодные дыновистские сборы около Семи рильских озер, участвуют в Горной Школе и исполняют священный для дыновизма танец Паневритмия. В 2005 году интернет-сайт, посвященный Дынову, объявил об инициативе по переводу его трудов на русский, немецкий, английский, французский, испанский, польский и другие языки.

Паневритмия Всемирного белого братства у Семи Рильских озер, наши дни

Идейная и методологическая доктрина Дынова

Различные аспекты учения Дынова изложены и развиты в около 4000 его проповедях, произнесенных в период 1914-1944. Опубликованы несколько многотомных циклов: лекции перед Общим оккультным классом, перед Специальным оккультным классом, воскресные беседы, утренние слова и другие.

Главными категориями в его учении являются любовь, мудрость, истина, правда и добродетель, рассматриваемые как атрибуты познания Христа как исторической, космической и мистической личности. Центральная макро- и микрокосмическая категория в дыновизме – любовь, которая функционирует в различных аспектах человеческого бытия. Основной космогонический взгляд – так называемое Великое всемирное братство – организм, состоящий из эволюционирующих людей – ложи Великих посвященных и их ученики – и 9 степеней иерархии сверхъестественных существ (ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы). Верховный руководитель Великого всемирного братства – Христос.

Историю мировой культуры Дынов рассматривал как проекцию космического ритма, структурированного по глобальным периодам (полярный, гиперборейский, лемурийский, атлантический, пятый, шестой и седьмой) и подпериодам. Подпериодами в настоящем, пятом, периоде называются культурные эпохи: Рак (древнеиндийская), Близнецы (древнеперсидская), Телец (древнеегипетская), Овен (греко-римская), Рыбы (западноевропейская), Водолей (славянская) и другие. В них человеческое сознание проявляется и эволюционирует через степени: коллективного, индивидуального, высшего коллективного и космического. Согласно Дынову с 1914 года человечество вошло в эру Водолея, т.е. осуществляет переход от Пятой к Шестой культурной эпохе в рамках Пятого периода. В нем ведущей в эволюционном смысле является индоевропейская раса. На этом промежуточном этапе делаются первые шаги к высшему коллективному сознанию. Расширенное коллективное сознание рассматривается как атрибут Шестой (Славянской) культурной эпохи и проистекающей из нее будущей Шестой расы.

Основные методы духовной работы в Школе Всемирного белого братства – молитвенные собрания, музыкальные и дыхательные упражнения, чтение Слова Учителя, встреча восхода Солнца, Венеры, Сириуса и других небесных тел, горные походы, жизнь в братской общине, ежегодные собрания и другие. Специальные методы – Завет цветных лучей Света, работа с эзотерическим символом Пентаграммой и танец Паневритмия. Все методы рассматриваются как эзотерические практики переживания Христа посредством всего человеческого существа и особенного через эфирное тело.

По Дынову:

Сознание может двигаться с различной скоростью – быстрее и медленнее скорости света.

Свет живой и обладает сознанием, подсознанием, самосознанием и сверхсознанием.

По свету солнечного спектра можно было бы узнать, есть ли живые существа на Солнце или нет.

Воля представляет собой строго определенное движение в сознании – наклон сознания.

Атомы имеют сознание и оно эволюционирует в зависимости от их перехода через различные природные «царства» (минеральное, растительное, животное и человеческое).

Церковь и Дынов

Созданное Дыновым учение претендует на то, чтобы считаться христианским, но оно находится в противоречии с Никейским символом веры, принимаемым почти всеми христианскими конфессиями (католиками, православными и протестантами). Поэтому большинство христианских церквей считают дыновизм синкретическим теософским учением или ересью. Болгарская православная церковь не приемлет идеи Дынова – его эзотерическая доктрина основана на принципах причинно-следственной зависимости и закона реинкарнации и кармы с целью усовершенствования и продвижения человеческой души все ближе к Христову совершенству – принципы, противоречащие христианской доктрине.

7 июля 1922 года архиерейский собор БПЦ объявил Дынова самоотлучившимся, а его учение – еретическим и опасным для внутреннего мира и общественной морали. Некоторые его последователи были отлучены от церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.