Тамрышская республика
Как и обещал, рассказываю про Тамрышскую республику.
Тамрышская (или Тымрышская , по болгарски — Тъмръшка) или Помакская республика существовала в Родопских горах с 1879 до 1886 года.
«Тамрышская республика» — самоуправляемая общность помакских сел, известных также как «Непокорные села», появившаяся после Русско-турецкой войны. Слово «республика» в данном случае следует понимать в переносном, а не юридическом смысле, поскольку входившие в ее состав села никогда не объявляли официально о государственной независимости и никогда не получали признания в соответствии с международным правом.
Республика появилась в напряженный и драматический исторический момент. Непосредственно после Русско-турецкой войны в 1878 году в Родопах вспыхнуло так называемое Сенклерово восстание, продолжавшееся с февраля по май.
После подписания договора в Сан-Стефано, в Родопах и Беломорской Тракии действовала банда башибузуков под предводительством бывшего английского консула в Варне и Бургасе Д.Б. Сенклера, который был принят на службу в турецкую армию и взял себе имя Хидает-паша.
Целью этого британца (отец – шотландский дворянин, мать – полька) было «освободить» Родопы и Беломорскую Тракию от болгар и присоединить эти территории к Османской империи.
В его отряд включилась и часть местных помаков (болгар, исповедующих ислам), особенно те, кто двумя годами ранее участвовал в резне в Батаке и Перуштице. Бандиты нападали не только на болгарские, но и на греческие христианские села, жгли и резали и, наверное, смогли бы изгнать всех христиан, если бы на помощь не примчался легендарный Капитан Петко-воевода со своими четниками, который смог в нескольких сражениях разгромить банду Сенклера.
Позже, в конце 1879 года, помаки из родопского района Рупчос, состоявшие в банде Сенклера, вернулись в свои села, которые по решению Берлинского конгресса были включены в состав Восточной Румелии. Селяне объявили область независимой – это и была так называемая Тамрышская (Помакская) республика, получившее свое название от села Тамрыш. В 1633-34 году это село упоминается в османском списке джизие – налога, собираемого с немусульманского населения, а в документе 1872 года Тамрыш назван самым большим селом Рупчоской нахии (Рупчос – старое название области в Западных Родопах, нахия – административная единица в Османской империи) и насчитывал 300 домов.
Тамрышская республика охватывала территорию между реками Выча и Чая, на севере достигая села Тамрыш (котрое само находилось десятью километрами южнее Перуштицы), а на юге – до Триграда и Барутана, включая в себя 22 села.
В 1879 году «непокорные» села отказались платить налоги как правительству Восточной Румелии, так и Османской империи, и ограничили доступ в область.
По мнению краеведа Васила Дечева конкретным поводом стал кадровый конфликт. Околийским начальником Рупчоской околии в Родопах был местный уроженец — христианин из села Широка лыка Григор Попов, пользовавшийся доверием, как христиан, так и помаков. Дечев утверждает, что ожидалось назначение на должность помощника околийского начальника Ахмеда-ага из Тамрыша. Неожиданно назначенный султаном губернатор Восточной Румелии князь Алеко Богориди 29 мая 1879 года уволил Григора Попова и назначил на его место неизвестного местным жителям турка Мехмед-бея, бывшего до того администратором в Карнобате. Новый околийский начальник назначил собственного брата Садык-бея судебным комиссаром.
Неформальным лидером «Тамрышской республики» был Ахмед-ага Тамрышлия. Один из его братьев участвовал в подавлении Апрельского восстания и, при наступлении русской армии, вместе с частью местного населения они бежали на юг. После прекращения военных действий жители вернулись в Тамрыш.
Ахмед-ага собирал более низкие налоги, чем румелийская и османская администрации, что привело к расширению влияния «республики». Вскоре она контролировала 13 рупчоских сел и 4 махалы, а также 5 пештерских сел. Осенью 1880 года к ним присоединились еще 5 пештерских сел и одна махала.
Летом 1879 года в Триграде собрались более ста самых уважаемых селян, выбравших для управления «республикой» совет из трех человек. Возглавил совет Хасан-ага из Триграда, его помощниками стали хаджи Мустафа Кюлюнк из села Беден и Молла Эюб из Муглы.
Начальником жандармерии был избран Исмаил-ага (брат Ахмеда-ага Тамрышлия). Казначеем — некий неизвестный нам помак.
Собрание приняло решение, что села не будут подчиняться никому, а всей жизнью общины будет руководить избранный совет. Была сформирована жандармерия в составе 20 человек, а сельским старейшинам была предоставлена высшая административная, судебная и полицейская власть. Столица «республики» постоянно перемещалась. Сперва она находилась в Триграде, затем в Настане, Михалково и других больших селах. Ахмед-ага Тамрышлия остался неформальным лидером.
Ахмед-ага Тамрышлия для сегодняшних историков является неоднозначной личностью. Одни называют его «палачом Перуштицы» и приводят свидетельства очевидцев его участия в подавлении Апрельского восстания и уничтожении мирного христианского населения. Другие утверждают, что он был справедливым и толерантным человеком, относился одинаково к мусульманам и христианам, судил людей не за веру, а по делам их, а созданная им «Тамрышская республика» была попыткой реализовать на практике идеал Васила Левского – чистую и святую республику, управляемую по всенародному согласию.
Интересен факт, что, несмотря на все вышесказанное, правительство Восточной Румелии отпускало денежную помощь на восстановление села Тамрыш. Другой факт, что в 1880 году, во время переписи населения Восточной Румелии, переписчики допускались на территорию «республики».
В начале 1885 года непосредственно перед Объединением Княжества Болгария и Восточной Румелии, Захарий Стоянов (Глава Болгарского тайного центрального революционного комитета, руководил Объединением Княжества Болгарии и Восточной Румелии) искал встречи с с Ахмедом- ага Тамрышлия. Он хотел договориться об отказе от противостояния и не допустить насилия в ходе планируемого Объединения. В знак дружбы Стоянов подарил Ахмеду-ага свой бинокль. Ахмед-ага выполнил неофициальное соглашение и не препятствовал Объединению.
«Тамрышская республика» просуществовала до 1886 года, когда в соответствии с Соглашением Топхане, ее территория была официально включена в состав Османской империи. В селах прошли протесты, жители были недовольны Соглашением. Газеты публиковали статья за статьей:
«Цариградская конференция сделала свое черное дело в отношении Тамрыша и соседних с ним сел. Впервые с глубокой древности единокровное население разделено государственной границей».
В 1912 году во время Балканской войны в болгарской армии был сформирован так называемый Родопский отряд. Задачей отряда было освободить болгарские земли в Родопах и долине реки Места, овладеть мостом возле станции Бук и железнодорожной линией у Драмы, тем самым прервать связь между турецкими войсками Восточного и Западного фронтов. В состав отряда входил 21-й Средногорский полк под командованием полковника Владимира Серафимова. Славные средногорцы за считанные дни освободили центральные Родопы и обратили в бегство многократно превосходящую их численно турецкую армию. Их легендарный командир навеки остался в памяти родопских болгар – и христиан и мусульман, как освободитель Родопских гор. Читать материал «Родопская Шипка» .
Село Тамрыш было полностью сожжено в 1912 году во время Балканской войны, а жители-помаки переселились в Турцию. Сегодня от села остались фундаменты 300 домов и два заброшенных кладбища.
В книге «Тъмръш» (1973), посвященной исчезнувшему селу Ангел Вылчев пишет:
И так, за двое-трое суток брошенный Тамрыш превратился в руины.
Пепелища дымились все воскресенье, пока не начался большой осенний ливень и из пепла показались разрушенные стены, обгоревшие балки, обугленные стога сена и соломы, заборы, опалённые пламенем деревья.И долгие годы эта зловещая картина напоминала людям, что здесь прошла самая страшная чума, которую знало человечество — ВОЙНА. Она положила конец этому вековому болгарскому селу.
Сотни раз я бывал в Тамрыше и всегда с болью наблюдал руины. Беседовал с десятками ямаджии* из различных сел. Был и невольным свидетелем разговоров между ямаджии. И не встречал никого, кто не сожалел бы об исчезновении этого старого болгарского села. Однажды спросил Христо Мазев из Бойково, который лично поджег не один дом: «Почему вы сжигали дома, не думали ли что жители могут вернуться?»
«Почему? Сначала возьми дубину, а потом приходи нас спрашивать! Правда, что была ненависть к «тамрышлиям» из-за их дел во время Апрельского восстания. Но было не только это. Есть вещи, которые человек может делать только во время войны. И тогда было так… Война!»
*примечание: мне не удалось выяснить точное значение родопского слова «ямаджия», но судя по всему оно обозначает кого-то вроде партизана, ополченца, добровольца из местных жителей.
Старые родопчане неслучайно говорят: «Всякая война касается целой страны, но тяжело приходится тем, кого она затронет».