Первый полет над Болгарией

111 лет назад, 15 ноября 1910 года над Болгарией впервые официально совершил полет аппарат тяжелее воздуха. Это произошло в пригороде Софии, а управлял аэропланом Farman III русский летчик Борис Масленников.

Полеты Масленникова были организованы при активном участии капитана Васила Златарова* , в то время начальника воздухоплавательного отделения при железнодорожной дружине. Масленников, которому тогда было всего 23 года только что закончил лётное обучение во Франции и на недавно приобретенном самолете Farman III провел серию демонстрационных полетов на Балканах.

 14 ноября 1910 года при участии Масленникова и Златарова был создан Софийский аэроклуб, организация, отвечавшая за проведение демонстрационных полетов. Он просуществовал сравнительно недолго и был распущен накануне Балканской войны.

Для полетов выбрали поле возле пехотного лагеря и ипподрома на окраине Софии, у дороги к селу Княжево (сегодня там находятся городские кварталы «Лагера» и «Хиподрума»).

Масленников совершил первый полет 15 ноября около 16 часов. Полет длился всего 5 минут, но вызвал овации многотысячной толпы. Событие быдло заранее проанонсировано при помощи афиш и сообщений в газетах, зрители допускались на поле после оплаты входных билетов. Четыре полета Масленников совершил в одиночку, а во время пятого его сопровождал капитан Златпров, ставший таким образом первым болгарином, поднявшимся в воздух на самолете.

Борис Масленников готовится к очередному полету — фото.

На следующий день за полетами наблюдали царь Фердинанд и князья Борис (будущий царь Борис III) и Кирил. В последующие дни Масленников совершил множество полетов продолжительностью около 10 минут каждый. Полеты совершались на высоте около 100 метров вдоль дороги на Княжево. В этих полетах Масленникова сопровождали пассажиры из числа зрителей.

20 ноября Масленников совершил несколько полетов имея в качестве пассажиров поочередно князей Бориса и Кирилла, а затем и самого царя Фердинанда. Правда для царской семьи это был не первый полет. Летом 1910 года они уже поднимались в воздух во время поездки в Бельгию. Сборы от одного из показательных выступлений в размере 5000 франков пилот пожертвовал Софийскому аэроклубу.

Последние полеты состоялись 25 ноября, а двумя днями позже Масленников отправился в Белград, где также провел несколько демонстрационных полетов.

Полеты русского авиатора вызвали небывалый интерес и широко освещались в болгарской прессе. Масленников сделал болгарскому правительству предложение – за 250 тысяч левов он доставит в страну пять аэропланов Farman и организует мастерскую для их обслуживания, а также школу для обучения пилотов и механиков. Правительство, однако, отклонило это предложение. До создания болгарской авиации оставалось еще 18 месяцев.

Тем не менее за эти демонстрационные полеты в феврале 1911 года царь Фердинанд наградил Бориса Масленникова орденом «За гражданские заслуги».

_______

* – существуют упоминания того, что до ноября 1910 года над Болгарией уже совершались полеты аэропланов, но эти случаи должны быть тщательно изучены, прежде чем считать их историческими фактами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.