Первый полет над Болгарией
111 лет назад, 15 ноября 1910 года над Болгарией впервые официально совершил полет аппарат тяжелее воздуха. Это произошло в пригороде Софии, а управлял аэропланом Farman III русский летчик Борис Масленников.
Полеты Масленникова были организованы при активном участии капитана Васила Златарова* , в то время начальника воздухоплавательного отделения при железнодорожной дружине. Масленников, которому тогда было всего 23 года только что закончил лётное обучение во Франции и на недавно приобретенном самолете Farman III провел серию демонстрационных полетов на Балканах.
14 ноября 1910 года при участии Масленникова и Златарова был создан Софийский аэроклуб, организация, отвечавшая за проведение демонстрационных полетов. Он просуществовал сравнительно недолго и был распущен накануне Балканской войны.
Для полетов выбрали поле возле пехотного лагеря и ипподрома на окраине Софии, у дороги к селу Княжево (сегодня там находятся городские кварталы «Лагера» и «Хиподрума»).
Масленников совершил первый полет 15 ноября около 16 часов. Полет длился всего 5 минут, но вызвал овации многотысячной толпы. Событие быдло заранее проанонсировано при помощи афиш и сообщений в газетах, зрители допускались на поле после оплаты входных билетов. Четыре полета Масленников совершил в одиночку, а во время пятого его сопровождал капитан Златпров, ставший таким образом первым болгарином, поднявшимся в воздух на самолете.
Борис Масленников готовится к очередному полету — фото.
На следующий день за полетами наблюдали царь Фердинанд и князья Борис (будущий царь Борис III) и Кирил. В последующие дни Масленников совершил множество полетов продолжительностью около 10 минут каждый. Полеты совершались на высоте около 100 метров вдоль дороги на Княжево. В этих полетах Масленникова сопровождали пассажиры из числа зрителей.
20 ноября Масленников совершил несколько полетов имея в качестве пассажиров поочередно князей Бориса и Кирилла, а затем и самого царя Фердинанда. Правда для царской семьи это был не первый полет. Летом 1910 года они уже поднимались в воздух во время поездки в Бельгию. Сборы от одного из показательных выступлений в размере 5000 франков пилот пожертвовал Софийскому аэроклубу.
Последние полеты состоялись 25 ноября, а двумя днями позже Масленников отправился в Белград, где также провел несколько демонстрационных полетов.
Полеты русского авиатора вызвали небывалый интерес и широко освещались в болгарской прессе. Масленников сделал болгарскому правительству предложение – за 250 тысяч левов он доставит в страну пять аэропланов Farman и организует мастерскую для их обслуживания, а также школу для обучения пилотов и механиков. Правительство, однако, отклонило это предложение. До создания болгарской авиации оставалось еще 18 месяцев.
Тем не менее за эти демонстрационные полеты в феврале 1911 года царь Фердинанд наградил Бориса Масленникова орденом «За гражданские заслуги».
_______
* – существуют упоминания того, что до ноября 1910 года над Болгарией уже совершались полеты аэропланов, но эти случаи должны быть тщательно изучены, прежде чем считать их историческими фактами.