Первый автомобиль в Болгарии
Знаете ли когда в Болгарии появился первый автомобиль? А имя первого болгарского профессионального шофера? Кто и когда организовал первые шоферские курсы? Когда были написаны первые болгарские правила дорожного движения? Впрочем на последний вопрос мы уже отвечали.
Ответы на эти и еще множество других вопросов, связанных с автомобилями, вы найдете среди огромного числа документов и снимков, хранящихся в Национальном политехническом музее в Софии, где также можно увидеть коллекцию старинных и редких машин.
«Однажды утром софиянцы спрашивали друг друга:
— Вы видели фаэтон без лошади?
— Как без лошади?
— Вот так, едет без лошади. Дьявол толкает его изнутри!»
Так описывает Георгий Каназирски-Верин в книге «София преди 50 години» («София 50 лет назад») изумление горожан от появления первого автомобиля на столичных улицах.
В 1896 г. точно на Великден (Пасху) чех Август Шедеви, владевший мастерской по производству оград, рессоров для фаэтонов и других металлических изделий, привез в Софию первый автомобиль. Французский «De Dion Bouton» был относительно примитивным по конструкции — с паровым двигателем, деревянными колесами и бандажными шинами. Софиянцы едва пережили шок от «дяволските колца» (велосипедов), завладевших столицей несколькими годами ранее, и вот теперь пришел черед «огненной каруцы (повозки)» или «дьявольской колесницы», как с огромной ненавистью называли новинку чувствовавшие с ее стороны угрозу извозчики.
В Софии тогда еще не было трамваев, не было и электричества. Люди передвигались преимущественно на телегах, фаэтонах и пешком, а единственный шум создавался криками уличных торговцев, кукареканьем петухов и лаем собак. Но вскоре все изменилось…
Автомобиль прибыл на железнодорожную станцию Софии и через несколько часов подготовки проследовал через Шарения мост (сегодня — Львиный мост) и площадь Святой Недели к бульвару Витоша. Чтобы увидеть «фаэтон без лошади» собралась огромная толпа. Ощущалось настоящее волнение, все с интересом и удивлением наблюдали новейшее техническое достижение.
«Красный высокий кузов, установленный на высоком шасси с колесами, такими же как колеса современных фаэтонов, шинами из твердого каучука, без пневматики, мотор под сиденьем шофера, без передней части, без сегодняшнего радиатора, руль расположен вертикально и напоминает столик» — вспоминает Георгий Каназирски-Верин.
Но наряду с воодушевлением и радостью, вызванными новинкой, возникло и большое недовольство. Извозчики были убеждены, что «дьявольская колесница» заменит их, лишит из семьи куска хлеба и оставит без пропитания, и не могли допустить этого.
«Говорили, что повозка без лошади заменит обыкновенные фаэтоны. Это внесло беспокойство в ряды извозчиков, которые немедленно задумались, как нужно действовать против этой опасности, которая могла бы отнять у них хлеб. Некоторые, более экзальтированные даже пытались нападать, чтобы уничтожить «дьявольскую колесницу».
Вскоре, однако, стало ясно, что тревога их была напрасной. «Пущенная в движение на станции, дьявольская повозка едва смогла достичь площади Святой Недели и мотор ее остановился. Два дня механики работали над ней. В конце концов она тронулась, но на улице Солунской мотор снова заглох. На этом месте машина следующие два дня собирала любопытных. Новое движение, чтобы остановиться в третий раз на улице Неофита Рильского. Здесь и я смог ее обстоятельно рассмотреть. Затем она исчезла и никто ее больше не видел. Извозчики снова приободрились и насмехались над утверждениями, что однажды эта повозка без лошади заменит их фаэтоны»
Но не надолго. В 1902 году шведский торговый консул в Софии привез новую модель De Dion Bouton. Считается, что это был первый дипломатический автомобиль в Болгарии. Им управлял болгарин Петр Ст. Китов из Радомира и он считается первым болгарским профессиональным шофером. В 1904 году военное министерство заказало De Dion Bouton с одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 8 лошадиных сил, которым пользовался военный министр — генерал Михаил Савов, а в 1905 году столичный отель «Империал» купил автомобиль De Dion Bouton, перевозивший клиентов отеля на вокзал и обратно. В том же году три машины с двухцилиндровыми двигателями приобрела Почтово-телеграфная дирекция. Среди первых автовладельцев был и князь Фердинанд I, который в 1905 году приобрел одну из лучших для того времени моделей и постепенно создал целый автопарк.
В 1907 году в Болгарии появился первый грузовой автомобиль — его приобрело акционерное общество «Изида», а первая междугородная автобусная линия София-Самоков была открыта в 1909. Она располагала двумя автобусами, рейсы совершались через день, поскольку шофер был один — француз Жак Матю, и свободный день он посвящал ремонту и устранению возникших неисправностей.
Число автомобилей в Софии нарастало, а вместе с тем увеличивалось внимание к дорогам со стороны государственных инстанций. 4 января 1907 года «Державный вестник» опубликовал дополнение к закону о Столичной полиции, где было отмечено:
«Градоначальник в соглашении с городским кметом (мэром), заботясь о свободном и безопасном движении по улицам, издал постановление для фаэтонов, омнибусов и автомобилей, которые циркулируют по городу»
Первые профессиональные курсы были организованы Военным министерством, а руководили ими французы Густав де Беновер (впоследствии личный шофер португальского короля Карлоса I) и Этьен Гро, обучавшие 15 курсантов. Интересно, однако, что в течение многих лет после появления в стране первого автомобиля болгарские шоферы не имели специального документа подтверждающего право управления. Одно из первых водительских удостоверений (№275) было выдано в 1908 году Эмилю Нефу — шоферу почтового автомобиля.
В 1914 году в Софии прошли первые автомобильные гонки. Машины преодолели расстояние от Орлова моста до села Горубляне, иногда разгоняясь до 120 км/ч. Первое место занял военный инженер Димитр Пехливанов, на французском «Hotchkiss», захваченном в качестве трофея в 1913 году в Одрине. Автомобиль был основательно переделан. Пехливанов разработал специальный аэродинамический кузов и существенно увеличил мощность двигателя, доведя ее до 40 лошадиных сил.
В том же году впервые был введен налог на автомобили. Три лева полагалось заплатить за машины, использовавшиеся в коммерческих целях, и по 5 левов за каждую лошадиную силу мощности — для частных авто.
Постепенно западные фирмы открыли для себя Болгарию как новый перспективный рынок сбыта. В 1922-1927 годы в стране были открыты представительства почти всех популярных европейских и американских автопроизводителей. Средняя цена автомобиля в этот период варьировалась от 100 до 300 тысяч левов. Интерес к автомобилям был так велик, что одно из обществ — «Стрела» смогло продать впечатляющее для того времени количество машин — 169. В 1939 году в Пловдиве состоялся первый болгарский автосалон (о нем я расскажу вам чуть позже).
Автомобили становились все быстрее, комфортнее, экономичнее, росло их число. Постепенно извозчики перестали смеяться над «дьявольскими повозками», и в конце концов совсем исчезли с софийских улиц. Наступила эпоха автомобиля…
Сегодня, через 124 года после первого появления «огненной повозки», только в Софии зарегистрировано более миллиона автомобилей. Цифры продолжают расти и жизнь в Софии все больше определяется присутствием автомобилей. С каждым годом воздух становится все более грязным, а городские улицы — более тесными.
По материалам: Роберта Колева. «София през вековете: Първите автомобили» и сайта Союза Болгарских автомобилистов.