Герман Градушкар
Град в переводе с болгарского — «город». А наш град по-болгарски будет «градушка».
12 мая православная церковь почитает святого Германа Константинопольского. В народном календаре (преимущественно в Северной и особенно в Северо-западной Болгарии) это день Германа Градушкара — повелителя града. По народной традиции в этот день совершают определенные обряды защиты от града, поскольку эта природная стихия уничтожает урожай, обрекая людей на бедность и голод.
В народных представлениях градушкарами — то есть повелителями града являются три святых: Герман (12 мая), Варфоломей (11 июня), Елисей (14 июня), кроме того ритуалы, связанные с градом, исполняются в Видовден (25 июня). Однако Герман Градушкар — самый важный.
В этот день запрещено работать, особенно в поле. Также нельзя запрягать волов, чтобы поле не побило градом. Если появится облако и начнет греметь гром, все от мала до велика выходят из домов и просят:
Германе, върли (големите) праздниче,
пренеси я градушкаиа у пусти гори,
дето секира не сече,
дето колак се не меси,
дето петел не пее!
Герман, великие праздники,
перенеси град в пустые леса,
где топор не рубит,
где каравай не месится,
где петух не поет!
Чтобы умилостивить Градушкара , в Западной Болгарии на Бъдни вечер хозяева торжественно приглашают его на трапезу словами: «Джермане (Герман), облаче, ела да вечеряме! Ела сега, че да не те видим през лятото по нивите и ливадите!» — «Герман, облако, приходи поужинаем! Приходи сейчас, чтобы мы не видели тебя летом на нивах и лугах!»
По поверью перед облаком с градом всегда летит орел. Кто увидит такое облако, должен выстрелить из ружья, чтобы орел испугался и увел облако в другое место. А когда пойдет град, нужно взять топор или нож и положить на землю лезвеием вверх, чтобы «разрубить» град и тот превратится в дождь.
Существует такой обычай: юноша и девушка — първаци (первородные) или изтърсаци (рождённые последними) из двух семей, не состоящих в родстве, должны одновременно проглотить по одной градине, упавшей с неба. После этого они становятся побратимом и посестримой.
Популярным ритуалом является выставление во дворе или в поле сита или красного яйца, которое в Великден было покрашено первым — по поверью, оно обладает великой силой и может остановить град.
Во время засухи может совершаться обряд вызова дождя, который также называется «Герман». Его могут совершать в дни между Великден и Гергьовден. В Великий четверг или какой-либо из семи четвергов после Великден, в дни Святого Германа (12 мая), Святого Николы Летнего (9 мая), Спасовден ( через 40 дней после Великден), Святого Атанаса Летнего (5 июля) и в другие дни, но чаще всего — когда долгое время стоит засуха, а посевы нуждаются в дожде. Этот обряд распространен преимущественно в Северной Болгарии, а названия его различны: Герман, Георги или Герги, Гечо (в Тетевенских Балканах), Дюрманджо, Драганчо (регион Разграда), Скалоян, Кабаиван (в Добрудже) и др.
Это имена ритуальной мужской фигурки, которую делают из глины. Ее длина от 20 до 50 см. Для нее организуют похороны, содержащие элементы настоящих погребальных обрядов. Фигурку делают девушки под руководством более взрослых женщин. Делают фигурке глаза (из зерна, бобов, красной кукурузы, угольков и др.), брови (рисуют углем), губы и т.д., но наиболее важным является мужской половой орган, который должен быть особенно выдающимся, неестественно большим. Он является символом плодородия.
В некоторых местах на фигурку надевают красную шапку — «подкапник» из скорлупы первого разбитого на Великденскую трапезу яйца. Руки «Германа» скрещены на груди, как у умершего человека и в них вставляют свечу.
Готовую ритуальную фигурку кладут, на черепицу, доску для стирки или в специально выкованный сундучок. Украшают ее цветами, зажигают свечу, женщины плачут и причитают о «Мамином Германе, мамином красавце», как о настоящем покойнике, а кое-где исполняют специальную погребальную песню:
Юмре Герман
от суша, за киша,
капни, Боже, капчица
във бело котле!
Умер Герман
от засухи, для дождя
капни, Боже, капельку
в белое ведерко!
Текст может отличаться, но он всегда содержит мысль, что Герман умер от засухи, чтобы пошел дождь. Часто при оплакивании одна из женщин исполняет роль священника, отпевающего Германа — она с черным котелком на голове вместо камилавки, одета в черное. В прошлом священники не одобряли этот ритуал, как противоречащий христианскому канону. После оплакивания и отпевания «Германа» траурное шествие, возглавляемое «попом» и женщиной, несущей крест, торжественно отправляется к реке, где фигурку хоронят или опускают в воду. Там, где реки нет, ее хоронят на перекрестке или в середине поля. На «могиле» устанавливают маленький деревянный крест. Женщины приходят на «могилу» до девятого дня и устраивают поминки. Верят, что после исполнения всех ритуалов пойдет дождь. Везде обряд завершается поминальной трапезой «в помин умершего для дождя Германа».
В Оряховском регионе в живот «Германа» кладут живую или дохлую жабу. Согласно древним мифологическим представлениям жаба связана с водами и подземным миром. Этнографическая группа «капанци» в Разградском регионе делает для этого обряда две или четыре фигурки, изображающие брачные пары — Герги и Гергана, Иванчо и Иванка. В Тетевенском регионе фигурки делают не из глины, а из куска дерева или раздвоенной ветки и одевают в кусочки ткани, а в Ямбольском — в листья щавеля. В Плевненском регионе «Германа» делают из метлы, которая обязательно должна быть украдена, и лучше всего — у беременной женщины.
Существует еще один, не менее важный обряд для призывания дождя. Он называется «Пеперуда» (бабочка) и обычно совершается вместе с «похоронами Германа». В разных регионах он также называется Пеперуга, Додола, Вайдудул, Росоманка, Ой-люле и др. «Переруде», также, как и «Герману» свойственна жертвенная символика, но вместе с тем, для этого ритуала характерно имитационное магическое действие — призывание дождя через обливание и обрызгивание.
«Пеперудой» выбирают девочку, не достигшую половой зрелости, чаще всего в возрасте 10-12 лет. Обычно стараются, чтобы она была сиротой (чтобы разжалобить Бога) или «изтърсак» — последним ребенком у женщины, которая больше не родит, чтобы «изтърси» (выпросить) у неба мелкий дождь. Ее одевают в рубашку и покрывают «зелениной» — бузиной, поющем, буковыми ветками, репейником и т. д. Чаще всего стараются использовать бузину, поскольку считается, что там, где она растет, много влаги. На голову «Пеперуды» возлагают венок из «зеленины». Кое-где к венку прикрепляю кость из «неизвестной могилы» и одну или несколько жаб.
«Пеперудская дружина» состоит из девушек предбрачного возраста. Они обходят село от дома к дому и поют специальные обрядовые песни с просьбой к Богу или Святому Илие о дожде:
Пеперуда лятеше, лятеше,
на Богу се молеше.
Дай, Боже, дъжд,
да се роди пченица,
да се роди ръжица,
на сираче колаче.
На пътника комаче
Пеперуда летала, летала,
Бога просила.
Дай Боже дождя.
Чтобы родилась пшеница,
чтобы родилась рожь
сиротке калачик,
путнику кусочек.
Пеперуда все время танцует — взмахивает руками, подпрыгивает, поворачивается. Хозяйка дома поливает ее водой или обсыпает мукой через сито («чтобы был сытый год»), при этом произнося: «Как сыплется мука, пусть так и дождь сыплется». Часто одна из девушек несет с собой ведерко и букетик и разбрызгивает им воду. Дружина получает от хозяек дары: муку, бобы, кукурузу, жир и другое. Но только не яйца! Считается, что этот запрет защищает от града. В конце Пеперуда или хозяйка катают пустое сито и по нему гадают — сытым или голодным будет следующий год. Если сито упадет дном вверх, то год будет плохим.
Обходя село, дружина останавливается у каждой чешмы и источника, очищают водоем, зажигают свечи, обливают Пеперуду водой и брызгают друг на друга. Также обливают водой каждого, кого встретят по пути. Когда все дома обойдены, они отправляются на реку, где снимают с Пеперуды зеленину и пускают ее в воду. Все участницы дружины купаются или обрызгивают друг друга водой. Затем, в доме Пеперуды готовится общая трапеза из полученных даров: обрядовый хлеб, бобы, баница, качмак (мамалыга), а в некоторых местах готовят курбан (трапезу) для всего села. В некоторых районах соблюдается требование. Чтобы еду готовила беременная женщина, пожилая женщина или хозяйка корчмы.
При продолжительной засухе практикуют еще один ритуал. В Северо-западной Болгарии считают, что причина засухи — змей, который останавливает облака и не дает идти дождю. Поэтому проводят «изгнание змей».
Все люди, предупрежденные сельским глашатаем, не выходят из дома, оставляют открытыми двери и привязывают собак. Юноши и молодые женатые мужчины ночью собираются группами, раздеваются догола, разуваются, берут в руки толстые кривые палки. Они обходят все дома в селе и тыкают палками везде, где могут прятаться змеи. Все эти действия совершаются в полном молчании. Считается, что тот, кто заговорит, заболеет неизвестной тяжелой болезнью — его «ударит змей». Обойдя все дома и земли села, мужчины идут на реку, купаются, одеваются и возвращаются по домам. Ожидается, что после этого обряда змей будет изгнан и пойдут дожди.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»