Болгарский военный флот
12 августа (31 июля по старому стилю) 1879 года в городе Русе созданием Дунайской военной флотилии, положено начало Военно-морским силам Болгарии. Первоначально флот носил наименование «Дунайская флотилия и Морская часть».
В состав флотилии вошли 4 парохода, 7 паровых катеров, одна шхуна, одна баржа и пять гребных лодок, подаренных Россией. Первый набор из 145 болгарских военных моряков обучали 9 русских офицеров и 54 унтер-офицера. Вместе с кораблями болгарский флот получил и Портовый завод в Русе, необходимый для их ремонта. Первым командиром болгарского военного флота стал капитан-лейтенант Александр Конкеевич. Его преемником — капитан-лейтенант Зиновий Рожественский, позже — адмирал, известный как командующий русским флотом в знаменитом сражении с японцами при Цусиме.
В 1883-1884 годах была создана Минная часть при Дунайской флотилии из двух минных заградителей, переоборудованных из катеров. В 1883 году болгарское правительство приобрело первый корабль — «Александър I». 9 января 1881 года для подготовки флотских технических специалистов было создано Морское училище. 2 декабря 1883 года для нужд флота в Русе была создана первая в Болгарии гидрометеорологическая служба.
Первое боевое крещение болгарский флот получил в 1885 году ходе Сербско-болгарской войны. К этому моменту он располагал 4 пароходами (в том числе и пароходом «Голубчик»,о котором я уже рассказывал) , 2 миноносками, 7 паровыми катерами и 4 шлюпами. На пароходы были установлены по два 4-фунтовых орудия, на катера — по два скорострельных орудия, а миноноски кроме скорострельных орудий получили по две шестовых мины. Флотилия осуществляла успешные боевые действия на Дунае и военно-транспортную деятельность. В связи с тем, что все русские офицеры были отозваны из Болгарии, командование приняли болгарские. Флотилию возглавил капитан Симеон Ванков. Дунайская флотилия подвозила из Русе подкрепления в Видинскую крепость. Корабли совершили 118 рейсов, доставляя в осажденную крепость продовольствие, оружие, боеприпасы и снаряжение. Катер „Стефан Караджа” под командованием Иван Великова после перестрелки даже захватил 2 сербских корабля.
В конце XIX века был создан флот и на Черном море. 12 ноября 1897 года военный флот был разделен на Дунайскую флотилию со штабом в Русе и Морскую часть (Черноморский флот) со штабом в Варне. С момента своего создания болгарский военный флот участвовал в трех региональных и двух мировых войнах.
13 января 1899 года Дунайская флотилия и Морская часть вновь объединились в Военно-морской флот со штабом в Варне. Из-за нехватки подготовленных морских офицеров в болгарский флот привлекли французов во главе с лейтенантом Полем Моро. В период 1897-1908 г. во Франции были построены для Болгарии корабли: учебный крейсер «Надежда» (1898), шесть 98-тонных миноносцев «Храбри», «Строги», «Смели», «Летящи», «Дръзки» и «Шумни (1908) и ряд вспомогательных судов.
Во время Балканской войны болгарский флот добился своей самой значительной победы. 8(21) ноября 1912 года, когда отряд миноносцев («Летящи», «Смели», «Строги» и «Дръзки»), под командованием капитана II ранга Димитра Добрева, открыто атаковал вражеский конвой в районе, северо-восточнее Варны. При этом миноносец «Дръзки» (Дерзкий) под командованием мичмана I ранга Георгия Купова торпедировал турецкий броненосный крейсер «Хамидие».
В конце Межсоюзнической войны (1913) под угрозой захвата противником часть кораблей Дунайской военной флотилии по приказу главного командования были затоплены экипажами. Корабли Черноморского флота укрылись в русском Севастополе, а после окончания войны вернулись в Варну.
1 января 1915 года в Эгейском море был сформирован болгарский Беломорский флот, базировавшийся в портах Дедеагач и Порто-Лагос. 25 мая 1916 года в состав Черноморского флота была зачислена первая подводная лодка №18, закупленная в Германии и Болгария стала одной из 16 стран, имеющих подводный флот. Кроме того, в Охридском озере была создана сторожевая группа из нескольких боевых катеров. Беломорский флот включал в себя 31 корабль и был ликвидирован после окончания войны в соответствии с положениями Нёйиского договора.
Днем рождения болгарской военно-морской авиации считается 1 мая 1917 года, когда была создана Болгарская гидропланная станция из четырех гидросамолётов немецкого производства.
Во время Первой мировой войны флот расчищал проходы в минных заграждениях, осуществлял разведку, помогал приморской армии. Во время Второй мировой – охранял побережье, сопровождал транспорты между болгарскими портами и Босфором, устанавливал минные заграждения. На заключительном этапе войны и после ее окончания (в 1944-1948 годах) флот участвовал в ликвидации минной опасности в Черном море и на Дунае. На реке тральщики обезвредили несколько десятков мин, а в море – более 1300.
После войны болгарские ВМС благодаря поставкам кораблей и техники (в основном из СССР, Польши и ГДР) достигли в количественном отношении своего апогея. В течении полвека на вооружение флота были приняты 2 эскадренных миноносца, 10 подводных лодок, 12 противолодочных кораблей и несколько противолодочных вертолетов, сторожевые корабли, торпедные и ракетные катера, корветы, минные тральщики, десантные средства и береговые ракетно-артиллерийские комплексы. Были созданы четыре военно-морские базы: в Варне, Бургасе (Атия), Созополе и Балчике. После 1959 года на советской материальной базе была создана современная военно-морская авиации, располагавшая 10 боевыми и 1 транспортной машинами.
В 1961 году была ликвидирована Дунайская флотилия.
После 1989 года ВМС Болгарии структурно изменились в соответствии с современными стандартами и необходимостью интеграции со структурами НАТО. Были выведены из эксплуатации устаревшие корабли, сокращена численность личного состава, изменилась система боевой подготовки. Расширились связи с общественностью и СМИ, и международные контакты. Была разработана национальная программа по строительству и модернизации военных кораблей. Увеличилось число женщин – кадровых военнослужащих, занимающих различные должности в ВМФ (за исключением экипажей подводных лодок). В 2007 году болгарские ВМС полностью перешли на контрактную систему комплектования. Были закрыты три из четырех военно-морских баз.
В 2005 году на вооружение был принят первый фрегат проекта «Е-71», а в 2009 году – еще два. Самым новым кораблем в составе ВМС Болгарии является тральщик «Цибър», купленный в Бельгии в 2009 году.
В сентябре 2006 года фрегат «Дръзки» участвовал в операции НАТО ACTIVE ENDEAVOUR в Средиземном море, после чего включился в операцию Временных сил ООН в Ливане (UNIFIL). Это стало первой в новейшей истории миссией ВМС Болгарии. В мае 2011 года тот же «Дерзкий» участвовал в операции НАТО «Объединенный защитник» у берегов Ливии.
Корабли болгарских ВМС активно участвуют в миссиях и учениях НАТО. В последнее время приоритет отдается отработке взаимодействия с государственными и неправительственными организациями в условиях стихийных бедствий и аварийных ситуаций, обнаружению и исследованию подводных объектов (в том числе содействию подводным археологам), борьбе с контрабандой и содействие пограничной охране.
Праздник болгарских ВМС отмечается во второе воскресенье августа, в последний день традиционной Национальной недели моря.
По материалам статьи доктора Петра Ненкова и официального сайта Командования ВМС Болгарии
Заглавное фото — фрегат «Смелый» (с официального сайта ВМС Болгарии)
Возможно, вам буде интересно прочитать другие материалы, связанные с флотом: