Болгарин, учивший мир летать
2 сентября 1896 года родился Асен Христов Йорданов — болгарский изобретатель, инженер и авиатор.
Если заголовок покажется вам немного хвастливым и нескромным, пожалуйста, оставьте его на совести автора статьи, которую я перевел с болгарского 😉
Никто не родится ученым. Даже Нил Армстронг – человек, произнесший на Луне знаменитую фразу «Один маленький шаг для человека – громадный прыжок для человечества». Едва ли вы задавались вопросом, кто учил этого великого астронавта. Мы вас удивим. Нила Армстронга учил летать болгарин. Нет, мы не шутим и не преувеличиваем.
В 1936 году в Америке вышла в свет знаменательная для того времени книга – „Your Wings” („Ваши крылья”). Первая энциклопедия по полетам. И ее автор ни кто иной, как болгарин Асен Йорданов, чье имя сегодня мало известно вне авиационного сообщества. Год спустя после выхода в Америке, книга была издана стотысячным тиражом в Советском Союзе, а позже были еще две допечатки общим числом 200 тысяч экземпляров.
«Ваши крылья» превратились в учебник, который сделал пилотирование самолетов профессией. Прежде на это занятие смотрели как на сумасбродное увлечение.
Не только Армстронг сделал свои первые шаги в небо по этому учебнику. Его партнер по миссии «Апполо 11» Эдвин Олдрин также вдохновлялся «Вашими крыльями».
Но кто такой Асен Йорданов?
Пожалуйста, не задавайте этот вопрос пилоту! Рискуете вызвать волну возмущения и при том справедливого.
Асен Христов Йорданов родился 2 сентября 1896 года в городе Враца в семье инженера-химика. Через несколько лет его семья из-за работы отца переехала в Свиштов. Тут начались первые эксперименты Асена в области техники. По словам его сестры Милки Марковой, написавшей позже книгу воспоминаний «Асен Йорданов и авиация», он испытывал неистовое желание изучить и понять механизм каждой машины и игрушки и ежедневно проводил время за какими-то экспериментами. И все же любимым его занятием была постройка и запуск воздушных змеев, называвшихся по-турецки – „джоркуа”. Изготовление разнообразных змеев заполняло время любознательного подростка.
Через пять лет семейство Йордановых снова вернулось во Врацу. Тогда Асен оборудовал собственную комнату для проявки фотопленки и другую для своих технических проектов и экспериментов. В этот период Асен сопровождает своего отца на Всемирную ярмарку в Турин, Италия. После этого отец оставляет его в пансионе в Женеве, чтобы мальчик хорошо выучил французский язык. Многими годами позже, уже в Америке, он признается «Я почувствовал, что в этой школе я ограничен, меня не интересовали ни теннис, ни футбол». Он бросил учебу, купил себе мотоцикл и вернулся в Болгарию.
Уже на родине Асену удалось построить по своему проекту безмоторный планер, с которым он поднялся на высоту 12 метров и успешно приземлился. Это дало ему возможность 5 февраля 1912 года совершить пробный полет уже перед официальной комиссией. Во время второй попытки Асен парил в небе целых 12 минут на высоте 10-12 метров. Как и ожидалось, все впечатлились и воодушевились.
Вскоре юноша был принят слушателем в авиационную школу «Блерио» в Париже, где встречался лично с Луи Блерио – первым пилотом в истории, перелетевшим Ла-Манш в 1909 году. Как слушателю ему не полагался диплом, но знания, которые он получил, оказались для него в дальнейшем очень ценными.
Несколько странно на фоне современного увлечения дипломами и сертификатами и равнодушия к практической подготовке, не правда ли?
Вернувшись домой, он записался добровольцем в только что сформированное военно-авиационное отделение, поскольку предстояла война с Турцией. Ему едва исполнилось 16 лет.
Во время войны Асен участвовал во взятии Одрина. После победы при Одрине он сделал первый шаг к тому, чтобы его имя было вписано в историю, хотя тогда он все еще не знал, какое будущее ему предопределено. При обыске турецких позиций болгары нашли два аэроплана, которые турками не были использованы по назначению. Юноша снял с них самое ценное – двигатели, а остальное уничтожил. Один из этих двигателей Йорданов с разрешения начальника аэродрома «Божуриште» использовал позже при строительстве первого болгарского самолёта
Кроме двигателей болгары захватили и личный автомобиль Эвера-паши, который считался ценным трофеем.
О тех одиннадцати месяцах военных действий Асен Йорданов вспоминал с ностальгией и улыбкой:
«В самом начале наша работа была совсем любительской, и мы допускали много ошибок. Например, наливали иногда масло в бак, забывали натянуть тросы, поддерживающие крылья самолета достаточно туго, и другое…»
Но в этом случае важнее, что болгары доказали значение самолёта как мощного оружия во время войны. Кроме того, эти юноши оказались первыми в мире, кто создал военно-авиационное подразделение с наступательными целями. Неплохо для группы молодых людей, как думаете?
Из французского генерального штаба для изучения авиационного опыта на Балканы был направлен майор Барес, которого сильно впечатлили действия болгарских летчиков.
Этого могло быть достаточно для любого другого, но не для Асена Йорданова. Его неукротимый дух требовал еще задач и достижений.
Сам он говорил, что 1915 год был судьбоносным и достаточно противоречивым для него. С одной стороны, в этот год он получил три плохих оценки в школе: по пению, рисованию и французскому языку, хотя и был по этому языку первым в классе. Он должен был остаться на второй год, но это почти не беспокоило его – его больше занимали чертежи аэроплана, который он хотел создать. Его отец согласился финансировать начинание, чтобы спасти сына от него самого, потому что из-за нехватки некоторых материалов Асен искал им более дешевую замену, что создавало для него опасность.
Йорданов признавал, что когда самолет все же приобрел завершенный вид, даже он сам удивился достигнутому и не был уверен даже, что это «нечто» сможет взлететь.
И вот момент, в который на свет появился первый болгарский самолет! Это был «Альбатрос» с размахом крыльев 14 метров и длиной 8,5. Он тратил по 30 литров масла и 120 литров топлива в час. Самолет имел одну важную особенность: он мог занимать горизонтальное положение при попадании в «воздушные ямы» и это делало его более устойчивым, чем все, сконструированные раньше.
Первый, кто рискнул полететь на болгарском чуде, был авиатор Гаврил Стоянов с аэродрома в Божуриште. На следующий день – 10 августа 1915 года уже перед публикой самолёт демонстрировал лично капитан Радул Милков – начальник аэродрома. Он был лично заинтересован в успехе проекта, потому что по его распоряжению для самолёта был предоставлен двигатель, исключительно ценный в то время.
После показательного полета результаты превысили все ожидания. Асену Йорданову, гимназисту седьмого класса, дали стипендию, чтобы по окончании гимназии он продолжил обучение за границей по специальности инженер-авиатор, а самолет выставили для всеобщего обозрения. Был объявлен сбор средств на оплату расходов по его постройке. После успешной демонстрации Военное министерство вынесло решение:
«Аппарат надежен. Ошибок не допущено. Признать изобретением, а Асена Йорданова – изобретателем. Дату 10 августа 1915 г. считать началом болгарского самолетостроения».
Вот так энергичный молодой человек навсегда остался в болгарской и мировой истории. Однако печально, что и в этой истории подтвердилось правило «Нет пророка в своем Отечестве». Местное общество так и не отдало должное изобретению. Как обычно, болгары, подходя с пренебрежением и скептицизмом к родному изобретению, были намного больше впечатлены появившимися через несколько лет немецкими «Цепеллинами».
Не только изобретение первого болгарского самолёта было забыто болгарами. Труд жизни Асена Йорданова – его книга «Your wings», которую весь мир признал практически сразу после выхода, и которая стала библией для нескольких поколений летчиков, оставалась не переведенной на его родной язык целых 80 лет.
Инициатива по переводу и изданию тоже частная. Ее выдвинул председатель Болгарского аэрокосмического агентства профессор генерал-майор Борис Бонев, решивший, что в конце концов родина Асена Йорданова должна признать его вклад и достижения.
Асен Йорданов умер 19 октября 1967 года в Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, был кремирован и его прах был развеян с самолета над США – его второй родиной.
Что же до самолета, изобретённого им, он не сохранился до наших дней, но есть идея восстановить его по уцелевшим снимкам.
Немного дополнительной информации, не вошедшей в эту статью. Почерпнуто в Вики.
Асен Йорданов в 1920-х годах приехал в США для участия в кругосветном перелёте на приз в один миллион долларов, организованном Aero Club of America (Американский авиаклуб). Впоследствии конкурс был отменен, поскольку болгарские летчики были единственными кандидатами. Асен Йорданов решил остаться в Америке для продолжения инженерно-авиационного образования.
Молодой болгарин изучал аэродинамику, химию, физику и радиоэлектронику, работал конструктором и летчиком-испытателем. Благодаря своему бесспорному таланту скоро завоевал хорошее имя среди бизнес-кругов, а в 1941 году уже возглавил собственную компанию, названную “Jordanoff Aviation Corporation”, офисы которой находились на самом “Медиссон авеню” в Нью-Йорке.
Популярность Асена Йорданова возросла, когда он открыл собственную авиационную школу. Девять специализированных книг, написанных Асеном Йордановым, были признаны основным руководством для молодых летчиков. Его научные труды, написанные на английском, переведены на французский, испанский, итальянский, даже китайский языки.
Американский производитель авиационной, космической и военной техники “Боинг”, пристально следивший за развитием талантливого болгарина, выбрал его компанию для участия в разработках самолета В-29 – по всеобщему признанию, самого успешного бомбардировщика во времена Второй мировой войны. С тех пор до конца своих дней Асен Йорданов связал свою жизнь с компанией “Боинг”. Он принимал участие в создании многих удачных моделей американских самолетов. Это специально отметил в своем заявлении генерал Рональд Фоглеман – начальник штаба Военно-воздушных сил США:
«Один из них Р-40 принимал участие практически во всех воздушных боевых действиях. Это также Р-38 – отличная двухмоторная машина с большой степенью мобильности и широким охватом, которая играла доминирующую роль в воздушных действиях над Тихим океаном. Третий из самолетов, разработанных Йордановым, это бомбардировщик В-17, который утвердился как незаменимая боевая единица наших стратегических сил, принимая участие во всех американских военных действиях на территории Европы”.
После войны Асен Йорданов обратился к другим областям техники. В 50-е годы он активно работал над безопасностью автомобилей, став одним из создателей подушки безопасности.
Его имя занесено в книгу почетных граждан Нью-Йорка, а портрет находится в Зале славы нью-йоркского аэропорта “Ла Гуардия”. В национальном музее американского искусства выставлены личные вещи и документы изобретателя.
PS Александр Барбов напомнил (Спасибо!), что Йорданов также изобрел и запатентовал Jordaphone — первый в мире беспроводной телефон, с опцией автоответчика и возможностью конферец-связи.