Бабинден и Валя Балканская
8 января в Болгарии отмечается Бабинден — один из главных женских народных праздников. Он посвящен «бабам» — женщинам, которые помогают при родах (акушеркам, повитухам). В некоторых местах его отмечают 21 января — «по старому стилю».
Купание детей, угощение и «влечугане» – символическое купание повивальной бабки – таковы основные моменты празднования. Первый обряд осуществляет сама повитуха. Заранее она готовит для этого масло, мед, букетик дикой герани, просо, красную, а в некоторых местах и белую шерсть. Принято, чтобы рано утром повитуха посещала каждый дом, где принимала роды. Там она купает самых маленьких, а старшим детям умывает лицо, девушек и невест орошает водой букетиком дикой герани от сглаза и для того, чтобы им в будущем было легко рожать.
Повитуха помазывает детей маслом и медом, изрекая благословения на здоровье и долголетие. Это своеобразное повторение действий, которые повивальная бабка совершала при рождении каждого из детей. Принято, чтобы она помазывала и женщин в доме, «чтобы были они сладкими для своих мужей». Сразу после этого молодые женщины с детьми до трех лет оправляются в дом к повитухе. Эта часть обычая сохранилась в некоторых местах в Болгарии и по сей день. Каждая женщина приносит мыло, полотенце, цветы и деньги. Они ритуально подливают повитухе воды, чтобы она помыла руки, обычно это происходит под фруктовым деревом.
Следует богатая трапеза в доме повитухи, куда приглашены только женщины. Единственные представители мужского пола – музыканты, играющие на гайде (волынке), задача которых веселить женщин. Во время угощения поются веселые песни, нередко довольно двусмысленного и даже неприличного содержания. Повитуха окуривает с черепицы женщин под юбками, чтобы рождалось больше и здоровых детей. Все это время на шее у нее связка красных острых перцев – символ мужской плодовитости.
Позднее к веселью в День повитух присоединяются и мужчины. Традиционно, женщины над ними подшучивали, снимали с них шапки, развязывали кушаки и спускали штаны. Чтобы спастись, мужчины давали повитухе денег.
Праздник в День повитух завершало ритуальное купание повитухи. Один из мужчин говорит: «Она купала всех наших детей – теперь искупаем ее», а остальные отвечают: «Надо!». Теперь уже женщины пытаются «выкупить» повитуху у мужчин. Веселье переходит во двор, звучит музыка, люди ведут хороводы. Повитуха украшает голову цветами и выходит во двор. Как только она появляется, начинает звучать рученица, двое мужчин и две женщины начинают танцевать, а другие поднимают повитуху на руки и несут к повозке, застланной пестрыми тканями.
Все село сопровождает ее к близкой реке или роднику, где совершается купание. Иногда ее просто вывозят в поле и обливают водой. Затем провожают домой и снова на руках вносят внутрь. Музыканты играют в течение всего ритуала, мужчины и женщины танцуют и веселятся.
8 января 1942 года родилась Валя Младенова Балканская, урождённая Фейме Кстебекова — болгарская народная певица из Родопской фольклорной области, ставшая известной благодаря исполнению народной песни «Излел е Делю хайдутин», которая была включена в список мелодий на Золотой пластинке «Вояджера» с американских космических кораблей «Вояджер-1» и «Вояджер-2».
Музыкальная карьера Вали Балканской началась в 1960 году, когда она попала в Государственный ансамбль народных песен и танцев «Родопы» из Смоляна; там же она взяла творческий псевдоним. В репертуаре Вали есть ряд народных песен — «Шар планина», «Девойко, бално ли ти е», «Триста са пушки пукнали», «Хайдутине се молеха», «А бре, юначе лудо и младо», «Горо ле, горо зелена», «Майчинско, стара майчинско».
Песня «Излел е Делю Хайдутин» в исполнении Вали Балканской стала наиболее известной в её репертуаре. Исследователь болгарского фольклора Мартин Кёниг в 1960-е годы выбрал эту песню для издания в США на пластинках. Несколько лет спустя один из экземпляров случайно был закуплен НАСА для подготовки к отправке золотой пластинки «Вояджера». По решению коллегии музыковедов во главе с дирижёром Мюррем Сидлином песню включили в итоговый список.