Престилка – визитная карточка болгарки
Я уже рассказывал вам о таком важном элементе болгарского женского народного костюма, как пафти – пряжки пояса. Сегодня по материалам Болгарского национального радио расскажу еще об одном, не менее значимом — о престилке — переднике.
Когда-то в прошлом болгарка сама изготовляла свою одежду, выбирая материалы, цвета и элементы, а передник был своеобразной «визитной карточкой». По нему можно было узнать, в каком городе или селе (а иногда даже в какой махале — квартале города или села) живет женщина, насколько зажиточна ее семья, замужем она, вдова или хочет выйти замуж. А по цвету передника даже определяли возраст его обладательницы.
Виды передников поражают своим разнообразием – девичьи и свадебные, такие, которые носили год после свадьбы, другие – до рождения первого ребенка, есть вдовьи передники и т. д. Их украшали монистами, монетами, кружевом, и каждый элемент на них несет свою символику и значение.
Об этой части традиционной болгарской одежды и о своей коллекции, включающей более 300 экземпляров, Болгарскому радио рассказал известный эколог Тома Белев.
Передники всегда играли важную роль в жизни женщины. Новорожденную девочку прежде всего заворачивали в старый передник бабушки по отцовской линии. Это был своеобразный обряд передачи силы. Существовали передники девичьи и свадебные, те, которые носили год после свадьбы, другие надевали до рождения первого ребенка, вдовьи передники и т. д.
Известный эколог пополняет свою коллекцию более 15 лет, и для него это способ оторваться от повседневной жизни. Но не каждый передник привлекает его внимание.
Когда я вижу что-то, оно должно затронуть меня. Передник может быть очень красивым, но, если ничего не дрогнет во мне, значит он не столь интересен. Для меня интереснее передники с историей, которую можно прочитать по нему самому, особенно такие типы, которые уже не встречаются в ХХ веке. Они находятся в худшем состоянии, но показывают развитие костюма и эстетики, что интересно для меня, как коллекционера
Болгарка изготавливала свою одежду сама, выбирая материалы, цвета и элементы, а передник был своеобразной «визитной карточкой».
Нет некрасивых передников, каждая женщина по-своему видела красоту. По переднику можно было узнать, в каком населенном пункте живет женщина или девушка. Чем старше женщина, тем цвета передника более темные. Монисто, вышивка, монеты, кружево должны были сделать передник привлекательнее. Особенно это относилась к передникам молодых женщин, стремившихся выйти замуж.
В коллекции Томы Белева есть как богато украшенные, из дорогих материалов и с металлическими нитями, так и передники совсем бедных женщин – простые и на первый взгляд совсем обыкновенные, но каждый из них изготовлен с невероятным чутьем и вкусом.
Особо впечатляет праздничный передник из красного бархата с мелкой элегантной вышивкой, характерной для региона Сакар (горный район в Юго-Восточной Болгарии).
Этот передник носили так долго, что бархат во многих местах потерт. Это означает, что у женщины было много праздников, она носила его так много, что даже бархат истончился. Хорошо, если у всех женщин будет так много хороших поводов
Среди раритетов, сохранившихся в коллекции г-на Белева, передники с изображениями пчел – одного из древнейших образов Богини-Матери.
Другие интересные образцы — это одноцветные темные передники с венками из цветов, которые появились в XIX веке. Очень редкими являются брачные праздничные передники, потому что традиционно женщину хоронили не в одежде, типичной для пожилых женщин, а в костюме, который она носила, заключая со своим мужем брак перед Богом.
Есть передники, которых Тома Белев избегает:
Кроме подарков, в моей коллекции нет детских передников. Их передавали в семье от девочки к девочке. Когда я вижу выставленный на продажу детский передник, у меня нет желания купить его, потому что это означает, что в семье или не было девочки, или семья не воспринимает ценность передника, не стремится его сохранить, передать поколениям. И мне становится очень грустно
Тома Белев подчеркивает, что для него смысл коллекции – в передаче информации, ценности вкуса и эстетики, которые несет эта часть одежды.
Этот мир исчез, мы можем только читать его по одежде. С тех времен осталось не много материальных свидетельств вкуса человека. Их следует хранить и показывать, потому что от них можно получить большое вдохновение, – убежден Тома Белев.
По материалам: Болгарское национальное радио, Десислава Семковска. Заглавное фото — Асен Великов. Все фото (кроме тех, автором которых является Асен Великов) — из личного архива Томы Белева.