«Дело болгарских медиков» в Ливии
24 июля 2007 года в Болгарию прибыли шесть граждан страны – пять болгарок — медицинских сестер и врач-стажер (палестинец по происхождению), которые около восьми лет провели в ливийских тюрьмах по сфабрикованным обвинениям.
9 февраля 1999 года в Бенгази ливийские власти задержали несколько десятков медицинских работников, среди которых было 23 гражданина Болгарии. Несколькими днями позже большинство задержанных освободили. Под арестом остались медицинские сестры Кристияна Вылчева, Нася Ненова, Валентина Сиропуло, Валя Червеняшка и Снежана Димитрова, врач Здравко Георгиев и палестинский студент-медик Ашраф ал-Хаджудж. Около года считалось, что они задержаны в качестве свидетелей. В 2000 году медикам было предъявлено обвинение в умышленном заражении ВИЧ 393 детей в детской больнице «Аль- Фатих» в Бенгази и распространении СПИД в Бенгази с целью дестабилизировать обстановку в Джамахерии. Обвиняемых защищали болгарские адвокаты Владимир Шейтанов, Пламен Ялнызов, Георги Гатев и Хари Харалампиев, а также ливийский адвокат Осман Бизанти.
Большинство медсестёр поступила на работу в больницу «Аль-Фатих» в 1998 году. Кристияна Вылчева, однако никогда не работала в этой больнице, а ее супруг Здравко Георгиев работал в пустыне. В 1998 году родители ливийских детей, зараженных СПИДом ворвались на медицинскую конференцию и требовали от государства вмешаться в нарастающий кризис. Другие направляли жалобы в Министерство здравоохранения. Ливийский лидер Муамар Каддафи пообещал строго наказать виновных. Документы, однако свидетельствуют, что еще в начале 90-х в Бенгази были известны случаи заболевания СПИДом, а число зараженных увеличилось в 1997-1998 годах. Власти скрывали от родителей истинные причины заболевания их детей, так как опасались, что, если информация о недостатке лекарств, медицинских материалов и подготовленного персонала станет публичным достоянием, возникнут серьезные проблемы. Поэтому было решено возложить вину на иностранных медиков. При этом Каддафи умело использовал в своих интересах внутреннее напряжение между отдельными социальными группами в Ливии и шантажировал Запад.
Против назначенных виновными были сфабрикованы четыре дела. Первое, по обвинении в заговоре против государства, Народный суд Ливии начал рассматривать в 1999 году, не уведомив официально болгарскую сторону. Дело, однако, было прекращено так как суд не нашел доказательств вины обвиняемых, а сами медики заявили, что их самопризнания были выбиты пытками. Было также отозвано обвинение в сотрудничестве с ЦРУ и Моссад. Однако, Уголовный суд в Бенгази в 2000 году открыл новое дело о нелегальном испытании медикаментов и заражении ВИЧ. На заседании суда, вызванный в качестве свидетеля признанный эксперт Люк Монтанье (первооткрыватель ВИЧ), заявил, что заражение – следствие плохой гигиены в больнице – еще до того, как обвиняемые начали работать в ней. Несмотря на это, в 2003 году Уголовный суд признал шестерых медиков виновными в умышленном заражении 393 детей и приговорил их к смертной казни. Доктор Здравко Георгиев был осужден на 4 года тюремного заключения с лишением гражданских прав за незаконные операции с иностранной валютой, однако он провел в тюрьме намного больше этого срока. В 2006 году он был оправдан, но до конца процесса находился в Ливии, проживая на территории болгарского посольства, так как ливийские власти не разрешали ему покинуть страну.
Как сообщила одна из медсестер Снежана Димитрова в интервью немецкой газете Berliner Zeitung, самыми тяжелыми были первые три месяца после ареста в 1999 году, когда медиков держали в одиночном заключении в Триполи и пытали.
«Когда висишь, привязанный веревками к рукам и ногам, которые, кажется, разорвут тело, то хочется поскорее умереть, чтобы все закончилось…», — сказала Димитрова. Кроме того, на медиках пытались тренировать собак из полицейской школы.
Через три месяца их перевели в тюрьму в Бенгази. И хотя они содержались в общей камере, в первый год им запрещалось разговаривать как друг с другом, так и с дипломатами, которые их навещали.
Больше всего досталось Ашрафу ал-Хаджуджу, которого пытали в течение девяти месяцев. Сам медик в интервью нидерландскому телевидению сказал, что его били, не давали спать, накачивали наркотиками и пытали электрическим током. Позже принудили подписать заявление о том, что в заключении с ним обращались хорошо.
В декабре 2006 года несмотря на давление со стороны ЕС и США, болгарские медсестры и палестинский врач получили повторный смертный приговор от Уголовного суда в Триполи.
В 2007 году в условиях большой медийной и политической шумихи вокруг процесса, поднятой сперва болгарскими, а затем и иностранными СМИ, родственники Ашрафа аль-Хаджуджа направили президенту Георгию Пырванову очередную просьбу предоставить палестинцу болгарское гражданство так как «Ливия третирует его как палестинского беженца и за ним не стоит никакая организация и никакое государство, которые могли бы заступиться за него…». В июне 2007 года просьба была удовлетворена и Ашраф ал-Хаджудж стал гражданином Болгарии.
После восьми лет тюремного заключения и неоднократного подтверждения смертных приговоров, счастливая развязка наступила 24 июля 2007 года. Президент Франции Николя Саркози официально объявил, что Франция и Европейский союз договорились с Каддафи о том, что осужденные будут экстрадированы из Ливии. На заключительной стадии в переговорах участвовала и тогдашняя супруга французского президента – Сесилия Саркози (Аттиас):
«Несомненно, полковник Каддафи был смутной, темной личностью, использовавшей и приемы насилия, брутального поведения. Так что нам с первой встречи пришлось помериться силами, чем он был вначале удивлен. Переговоры шли с ним, с его сыном Саифом аль Исламом, с правительством и другими высокопоставленными лицами в Бенгази… Потому что в принципе эта страна разделена на много разных лагерей. И даже в начале, когда полковник Каддафи был склонен пойти на освобождение, те, кто стояли за Аль Исламом, придерживались другого мнения и нужно было преодолеть это внутреннее противоборство…»
24 июля 2007 года в 06:29 французский президент Николя Саркози официально объявил, что правительство Франции и ЕЭС достигли соглашения с ливийским правительством и шестеро заключенных будут экстрадированы из Ливии.
В 9:51 осужденные медики вернулись в Болгарию на борту французского правительственного самолета в сопровождении своих родных, комиссара ЕС по международным отношениям Бениты Ферреро-Вальднер и супруги французского президента Сесилии Саркози. В 10:35 министр иностранных дел Болгарии Ивайло Калфин зачитал указ президента страны о помиловании болгарских медиков.
Воспоминания Кристияны Вылчевой о ночи их освобождения:
«Когда мы покинули воздушное пространство Ливии, об этом нам сообщил пилот – это было настоящим счастьем для нас – быть не в Ливии. Приземлились в болгарском аэропорту, где нас ждал наш президент…Я бы сказала, что для меня имя Сесилия означает – свобода…»
Дата 24 июля 2007 года положила конец 2910 дневному кошмару болгарских медиков. Они прибыли в аэропорт Софии, а президент Болгарии Георги Пырванов издал указ, которым помиловал их. Дело болгарских медиков, однако оставило огромное темное пятно на болгарской внешней политике из-за отсутствия быстрых и адекватных действий по защите и освобождению граждан страны.
В конце ноября 2009 года вышла автобиографическая книга Вали Червеняшки «Записки от ада», переизданная в 2014 году в электронном виде на болгарском и английском языках.
В 2011 году после начала массовых протестов в Ливии, бывший министр правосудия Мустафа Абдел Джалил, заявил в эфире телеканала «Аль Джазира», что в заражении СПИДом ливийских детей виновен Каддафи.
В 2019 году, почти через 12 лет после освобождения, одна из медсестер Нася Ненова дождалась справедливости. Согласно решения Софийсккого суда девять работников Главного следственного управления Джамахерии, среди которых один генерал, обязаны выплатить ей 500 тысяч левов (около 250 тысяч евро) в качестве компенсации морального ущерба и еще 26 тысяч левов как компенсацию материального ущерба. Пока это единственный из пяти исков, решение по которым вынесено в пользу пострадавшей. Дела по искам Кристияны Вылчевой и на Валентины Сиропуло прекращены судом, а иски Снежаны Димитровой и Вали Червеняшки все еще находятся в стадии рассмотрения.