Кадин мост- Невестино и другие жуткие легенды
На дороге Кюстендил — Дупница над рекой Струма около села Невестино находится старинный большой мост, имеющий оригинальную архитектуру — пять сводов со сталактитовыми орнаментами и розетками на опорах. Длина моста – около 100, а ширина около 5 метров. На восточном парапете с южной стороны установлена гранитная плита с турецкой надписью. Там сказано, что мост построен в 1469-1470 година по приказу Исак-паши, визиря султана Мехмеда ІІ.
Строительство моста связано с двумя легендами.
Одна из них рассказывает, что мост – свадебный подарок от султана Мурада одной смелой болгарской девушке. Турецкое войско во главе с султаном проходило по тем местам. Когда оно приблизилось к реке Струма, навстречу им попалась болгарская свадьба. Одни участники праздника испугались и бросились бежать. Другие после некоторых колебаний остались на месте. Невеста по тогдашнему обычаю три раза поклонилась султану и преподнесла ему подарок. Впечатленый красотой и смелостью болгарки и тронутый проявленным уважением, он спросил ее, что она хочет в подарок от него на память об этой встрече. Невеста сказала: «Великий царь, я запомню эту встречу без всякого подарка, но брод через реку здесь очень труден…»
Султан понял намек и приказал построить мост через реку Струма точно в том месте, где произошла встреча. Мост был построен и назван Невестин мост, «Кадын кюпруси» — по-турецки. Позже название трансформировалось в Кадин кюприси или мост Кадия, якобы в честь какого-то кадия, позаботившегося о его строительстве. Рядом с мостом находится и село Невестино.
Но я же обещал жжжуткие истории? Пожалуйста. Вот другая легенда об этом мосте:
Трое братьев из ближайшего села строили мост над Струмой, но каждую ночь стихия ломала и уносила все, построенное за день. Мастера поняли, что не смогут построить мост, если не принесут жертву. Они не хотели посрамить свое имя и уронить честь всех мастеров (По другой версии после очередной аварии местный турецкий наместник объявил, что если мост снова рухнет, он велит казнить всех его строителей). Со страшной болью в сердце мастера решили принести жертву – чтобы мост был крепким и простоял не один год, нужно было замуровать в его основание женщину или девушку. Мастера решили положиться на волю случая — замуровать ту из их жен, которая первой принесет мужу завтрак. Всех опередила самая младшая – Струма, жена мастера Манола. Молодая женщина несла в одной руке запеленатого младенца – своего первого ребенка, а в другой – еду. Едва она произнесла: «Помогай вам бог, мастера», как братья вскочили, схватили ее и насильно замуровали в основание среднего свода. Пока они закладывали нишу кирпичами, Струма умоляла их хотя бы оставить снаружи ее грудь и сделать отверстия для глаз, чтобы она могла кормить своего ребенка и видеть его. Мастера остались непреклонны – стройка требовала дорогой жертвы, и они должны были ее дать. Плача Струма последний раз покормила ребенка и умерла.
Местные жители рассказывают, что и сегодня, когда прибывает река, по ночам слышится плач несчастной женщины. Ее молоко, стекая по камням моста, тоже окаменело. Матери, у которых после рождения ребенка пропало молоко, приходили сюда со всего Кюстендилского края, окалывали кусочки гранита, варили их и затем пили воду, чтобы она дала им молоко для новорожденных.
Легенда о молодой женщине, замурованной в основание моста или здания, чтобы умилостивить богов (или бога), который рушит построенное, является общей для всех земель, где когда-либо жили болгары. Ее можно услышать во всех концах Балканского полуострова от Пиринского края на юге до Трансильвании на севере. Пересказанная тысячи раз, часто необразованными народными певцами, эта легендарная баллада неизбежно воспроизводится в огромном множестве разных вариантов. И, казалось бы, у этой легенды есть материальные подтверждения.
Например, после освобождения Болгарии при разрушении мечети в селе Мадара в фундаменте был обнаружен целый скелет (мечеть была, в сущности, перестроенной церковью, которая в свою очередь была построена на месте языческого святилища).
Однако, есть и относительно более «гуманная» версия этой легенды, согласно которой, в основание моста или иного сооружения замуровывали не самого человека, а всего лишь его тень. Правда, это тоже нередко заканчивалось печально. Впрочем, по порядку…
Турецкий мост получил свое название после того, как турки собрали жителей села на одном берегу, а на другом сложили в кучу чалмы. После этого предложили болгарам выбор — перейти мост, взять чалму (то есть обратиться в ислам) и остаться в живых или быть обезглавленными. Но нас сейчас интересует другая история, связанная с этим мостом. О нем, как и о десятках других мостов по всей Болгарии, существует предание, что в его основании замурована тень женщины.
Легенды о названии Дьявольского моста также говорят о том, что в нем была случайно замурована тень молодой невесты, носившей еду мастеру-строителю и умершей вскоре после завершения строительства. Жители Ардино утверждают, что это была не невеста, а жена мастера, построившего мост, и он замуровал ее тень специально, чтобы мост был крепким и долговечным. Удивительно, что за 500 лет этот мост ни разу не ремонтировался.
В некоторых вариантах легенд и песен встречается специфический мотив превращения человека, чья тень была замурована, в таласыма (упыря). Это было замечено еще Найденом Геровым, который приводит такое значение слова:
«злой дух, который якобы является по ночам как тень в больших зданиях и делает разные пакости. Таласымы ходят пока не пропоют петухи. В любом большом здании есть один таласым. Замурованное нечто, через 40 дней после замуровывания умирало и якобы становилось таласымом…»
Народный эпос о замуровывании в сооружения теней (обычно теней молодых невест) распространен во всех уголках Болгарии: как в Балканах и Родопах, так и в Македонии.
Во всех вариантах песен и легенд присутствуют несколько основных мотивов:
- независимо от того, что строится, и кто мастер, присутствует дуалистический мотив — вечная борьба между созидательным и разрушительным.
- Все невесты (или жены) — самые трудолюбивые и любящие своего супруга становятся жертвой клятвы.
- В различных вариантах мастера либо насильно замуровывают женщину в основание сооружения, либо замуровывают ее тень хитростью — например, отправляя жену искать якобы потерянный перстень мужа. После жертвоприношения женщина превращается в таласыма.
- Трагедия мастера, но и его решимость любой ценой выполнить свое слово показывают, насколько важно для него завершить строительство.
Кроме народных песен, некоторые болгарские мастера слова также использовали эти предания. П.Р Славейков в балладе «Изворът на Белоногата» (1873г.) обработал предание о чешме между Хабибчево и Харманли, где была замурована тень женщины по имени Гергана. Подобные мотивы использовали и П. Ю. Тодоров в драме «Зидари» (Каменщики) и Ст. Чилингиров в пьесе «Мостът на река Струма».
Перевод с болгарского. Источники:
Заглавное фото с любезного разрешения автора — Галины Титовой взято отсюда. Рекомендую также группу «Записки на капоте«.