Запоздалая смерть «Террориста»

Июльским утром 2015 года в одном из парков Софии случайный прохожий обнаружил дорогой автомобиль Ауди Q7. Двигатель машины работал, двери были заперты изнутри, а салон – залит кровью. У человека, сидевшего за рулем, во лбу зияло пулевое отверстие, а в руке был зажат пистолет. Прибывшая полиция довольно быстро установила личность убитого. Им оказался 52 летний Лычезар Иванов – «авторитетный предприниматель», по некоторым сведениям – приближенный лидера одной из крупнейших болгарских организованных преступных группировок. В определенных кругах известный по прозвищу «Террорист» …

Перенесемся на тридцать с лишним лет назад. 7 марта 1983 года, 19:50. Приморская столица Болгарии  – Варна —  внезапно погрузилась в темноту. Но это была не авария – электричество во всем городе было специально отключено на полчаса,  чтобы ввести в заблуждение четырех молодых людей.   

В 60-е, 70-е и 80-е годы ХХ века захваты и угоны самолетов стали довольно частым явлением, поскольку меры безопасности в аэропортах были еще недостаточно серьезными. В Болгарии, как и в большинстве стран Восточного блока, угонщики преследовали одну, сравнительно скромную цель. Обычно они не требовали огромного выкупа или освобождения политических заключенных, а хотели всего лишь сбежать на Запад.

В 1983 году об этом мечтали и четыре молодых болгарина. Лычезар Иванов (19 лет), Красен Гечев (22 года), Ивайло Владимиров (17 лет) и Валентин Иванов (20 лет).

Вот как рассказал эту историю журналист Крум Благов в своей книге «50 крупнейших терактов в болгарской истории»:

Все они имели проблемы с законом. Гечев проходил службу в дисциплинарной роте, Владимиров стоял на учете в детской комнате за мошенничество, а Иванов, будучи солдатом- срочником, находился под следствием по обвинению в краже. В конце февраля 1983 года Ивайло и Валентин в софийском дворце культуры играли в боулинг с авиамехаником Иваном Цоловым, который рассказал им, как год назад во время чартерного рейса из Бургаса в Варшаву некий поляк захватил болгарский самолет. Угонщик схватил стюардессу и угрожал перерезать ей горло бритвой, если экипаж не изменит курс и не доставит его в Вену. Валентину понравилась эта история и он предложил Владимирову бежать на запад таким же способом. 

Сказано-сделано. Убедили присоединиться к ним Лычезара и Красена. 6 марта купили четыре билета на самолет до Варны на вечерний рейс следующего дня.  В тот же день вечером обошли несколько баров и ресторанов и запаслись валютой «на первое время» – купили у валютчиков 290 долларов и 100 марок. «Завтра вечером отметим в австрийском баре!» — сказал солдат.   

Оставалась еще одна проблема – для полета на самолете, даже на внутренних линиях, требовались паспорта, которых у Валентина и Красена как у солдат, не было. Ивайло дал взаймы некоему Эдуарду 10 левов, забрав у того паспорт в качестве залога. Лычезар отдал свой паспорт Красену, а сам стал «Эдуардом», поскольку походил на него внешне. Валентин тоже раздобыл где-то чужой документ. 

7 марта Валентин был помещен под арест в своей части за какую-то провинность, но смог сбежать. Товарищи ждали его в такси поблизости от части. Они привезли солдату гражданскую одежду. Компания пообедала и хорошо выпила в ресторане «Шумако» в пригороде Софии. Оттуда отправились в аэропорт, где выпили для куража еще по 100 граммов водки. В баре аэропорта занялись распределением ролей. Оружием стали четыре карманных ножа, которые Ивайло купил утром. Тянули жребий, кто должен захватить стюардессу. Выпало самому младшему – Ивайло, но он испугался и сказал: «Пусть ей займется Валентин». Солдат, показывая свою «крутость»,  согласился. 

Разделились на пары: одна – Лычезар и Валентин, вторая – Красен и Ивайло. Чтобы не возбуждать подозрения, решили пройти КПП с интервалом в 15-20 минут. Ивайло советовал спрятать ножи под пряжками ремней, чтобы их не обнаружил металлодетектор. Однако, у двоих участников ремней не было, и они просто положили ножи в карманы. Вся подготовка была настолько дилетантской, что потребовалось просто невероятное количество случайный совпадений, чтобы замысел стал реальностью.

Проверка оказалась поверхностной, ножи не были обнаружены. Чтобы защититься со спины, четверо заняли последний ряд кресел в салоне. Самолет был полон – в Варну летело около 40 человек. Некоторые из них смогли купить билет в самый последний момент, после «отмены брони», и считали, что им очень повезло попасть на этот рейс.

Самолет Ан-24 государственной авиакомпании «Балкан» (рейс LZ-013), взлетел по расписанию, в 18 часов.

Ан-24 БГА «Балкан»

Через 15 минут, когда стюардесса разносила кофе и леденцы, Валентин Иванов, сидевший у прохода, встал, потянул ее на себя и приставил ей нож к горлу. В тот же момент Красен и Ивайло схватили пассажиров, сидевших впереди, накинув им ремни на горло. Лычезар выскочил в проход размахивая ножом и угрожая убить всякого, кто попытается им помешать. Он кричал, что они рецидивисты, бежавшие из тюрьмы, и готовы на все. Угрожал разбить иллюминатор и разгерметизировать самолет, чтобы все погибли, если их требования не будут выполнены. В качестве парламентера был выбран один полковник, оказавшийся среди пассажиров. 

В пилотской кабине находились три человека: Пламен Сталев, который стажировался на командира воздушного судна, бортинженер Ангел Узунов и пилот-инструктор Илия Лалов. Крум Благов цитирует его воспоминания:

«Мы были где-то над Ловечем, когда один военный постучал в дверь и сказал, что четверо напали на стюардессу и требуют лететь в Вену. Инструкции в таких случаях предписывали, если возможно, выполнить требования, чтобы не рисковать жизнями пассажиров. Долететь до Вены было невозможно, потому что каждый самолет заправляли именно таким количеством топлива, сколько было необходимо для полета и у нас было топлива на один час и на 30 минут – резерв. Я предложил им по радиотрансляции лететь в Стамбул, но они были категоричны – Вена!»

Сперва бортинженер, а затем и командир пытались убедить угонщиков, что это невозможно.  Те, однако, угрожали отрезать стюардессе пальцы и даже порезали ей руку возле запястья. Они угрожали взорвать самолет – говорили, что у них есть четыре бутылки с зажигательной смесью. Это был блеф, но экипаж не мог этого знать.

«Я не видел другого способа, кроме как продолжать полет к Варне, сказав им, что летим в Вену»

— рассказывал Лалов

Похитители были настолько наивны, что отказались от того, чтобы один из них прошел в кабину пилотов. Тем временем уже стемнело. Эти два обстоятельства сделали возможным обмануть угонщиков. Около 40 мнут самолет кружил над Варненским заливом, чтобы израсходовать топливо и дать время на земле приготовиться к встрече. 

В Варне узнали об инциденте еще в 18:25. Когда самолет приблизился, электричество во всем городе было отключено, чтобы угонщики не увидели моря. Стюардесса Марта Константинова и работник аэропорта Стоян Милков, безупречно говорившие по-немецки, должны были представиться австрийцами и убедить террористов, что они находятся в Вене. Их одели в импровизированную униформу, которая должна была изображать австрийскую. После освобождения заложников угонщиками должен был заняться милицейский спецназ.

Стоян Милков

Самолет приземлился в Варне около 19:55. Валентин завел стюардессу в туалет и закрылся там с ней на время, пока будут идти переговоры. Милков и Константинова вошли в салон и представились работниками венского аэропорта. Выяснилось, что ни один из угонщиков не говорит по-немецки и они потребовали, чтобы стюардесса переводила. Солдат не отпустил ее, но открыл дверь туалета. В это время экипаж тайно открыл люк багажного отделения и туда проникли четыре бойца спецназа. Через скрытый глазок они наблюдали за происходящим в пассажирском салоне.

 Лычезар Иванов был обеспокоен. Еще в воздухе он заметил большую воду, но товарищи убеждали его, что это не море, а Дунай. Теперь он указал на Милкова и закричал – «Вы что, не видите, что он в болгарской куртке!?»

Валентин захлопнул дверь и снова закрылся со стюардессой в туалете «Я тебя убью! Сдохни!» — кричал он.

Тогда четверо бойцов ворвались из багажного отделения в салон и обезвредили трех террористов. Еще двое вбежали через пассажирский люк и выбили дверь туалета в момент, когда Валентин попытался перерезать стюардессе горло. Они выстрелили почти одновременно и солдат был убит на месте.

Пострадал один из заложников. В момент, когда спецназовцы ворвались в самолет, он решил помочь им и, несмотря на предупреждающий крик Марты Константиновой, вскочил на ноги. Бойцы приняли его за одного из угонщиков, и он получил сильный удар в голову. После этого он долго проходил лечение – у него серьезно пострадало зрение. «Я хотел бы знать, кто меня ударил, — сказал он следователю – Я бывший боксер, но так меня никогда не били».

Еще с двумя пассажирами, до того сидевшими спокойно, случился срыв. «Они просто впали в истерику и хотели сами расправиться с похитителями. Нам пришлось защищать тех от них» — свидетельствовал один из бойцов.

Стюардессу, залитую кровью, срочно отправили в Варненскую больницу. Она была ранена в шею и руку, но легко. «Я умру?» — спрашивала она. Ей повезло – рана находилась в миллиметрах от сонной артерии.

На другой день за угонщиками был направлен специальный самолет, на котором их под конвоем спецназа доставили в Софию. Председателем суда, рассматривавшего их дело, был Димитр Попов, позже ставший премьер-министром страны, а адвокатом одного из подсудимых – будущий министр правосудия Петр Корнажев. Лычезар Иванов был осужден на 10 лет лишения свободы, Красен Гечев – на 9, а Ивайло Владимиров – на 7 лет (позже Верховный суд уменьшил ему наказание как несовершеннолетнему до 5 лет).

Экипаж самолета был награжден орденами.

Лъчо Террорист — на заднем плане

В 1987 году угонщики были амнистированы и вышли на свободу. Красен Гечев в 1992 году запросил в МВД копию своего дела для предоставления американским иммиграционным властям. Возможно, он рассчитывал, что участие в захвате самолета будет расценено как «борьба с коммунистическим режимом»?  28 мая 1998 года в окрестностях Софии был обнаружен труп. Человек был застрелен, а голова его отрезана. Убитым оказался Красен Гечев.

Лычезар Иванов, со смерти которого начался наш рассказ, по версии полиции покончил с собой.

«Имею деньги, но не чувствую себя счастливым. Хочу отправиться в лучшее место» — поделился он со своими близкими, всего за несколько часов до того, как его тело было найдено в столичном квартале «Бояна».

Сегодня единственный выживший из четверых угонщиков – Ивайло Владимиров, который после падения коммунистической власти эмигрировал в Германию и, по некоторым сведениям, сидит там в тюрьме за какое-то преступление…

По материалам болгарских СМИ

Запоздалая смерть «Террориста»: 2 комментария

  • 07.03.2020 в 11:41
    Permalink

    тык деятельность Иванова не освещена, откуда он поднял кучу денег

    Ответ
    • 07.03.2020 в 12:08
      Permalink

      По сообщениям болгарских СМИ у него был строительный бизнес. Деньги на начало ему дал один из криминальных авторитетов, с которым он познакомился в тюрьме

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *