Трагедии в болгарской авиации

как МиГ-15 упал в озеро под Бургасом

Больше 60 лет после инцидента не было написано ни одной газетной строки о случае, превратившемся в городскую легенду.

Если нам зачем-то понадобится составить список вещей, которые во времена социализма остались скрытыми от общественности, то инциденты и так называемые «провалы» следовало бы поставить в этом списке первым пунктом. Показательным примером являются катастрофы и аварии в болгарской авиации.

Жители Бургаса старшего поколения помнят городские легенды о самолете, который в 1960-е годы упал в озеро Вая – так называемое «Бургасское озеро». Согласно этим легендам, пилот выполнял «мертвую петлю», но «перепутал небо и землю» и вместо того, чтобы направить самолет вверх, с огромной скоростью врезался в воду.

«Утверждение, что пилот перепутал небо с землей, абсурдно. Никто, профессионально управляющий самолётом, не может допустить такую безумную ошибку при чистом небе, даже если откажут приборы. Пилот, вероятнее всего, просто неправильно оценил возможности самолёта» — сказал подполковник Мишо Костов – один из учителей президента Румена Радева, который несмотря на то, что во время упомянутого инцидента был еще ребенком, позже служил на аэродроме Равнец и хорошо знаком с историей катастроф в болгарской авиации.

Однако, оказывается, что история с падением самолета в озеро – совсем не выдумка, но со временем ее детали размылись и обросли слухами. Кроме того, информация об инциденте никогда не публиковалась официально.

Это произошло 7 марта 1957 года. Тогда в окрестностях Бургасского озера еще не существовало ни одного из нынешних крупных жилищных комплексов. Именно поэтому так трудно найти свидетелей, видевших падение МиГа своими глазами.

После обеда с военной базы Равнец на самолете Миг-15 для тренировки взлетел капитан Никола Георгиев Николов. День был солнечный, облачность отсутствовала, задача, которую должен был отработать опытный и хорошо подготовленный пилот, была рутинной. Однако, над Бургасом что-то пошло не так.

Миг-15 Болгарских ВВС. Архив журнала «Клуб Криле», pan.bg 

Сохранившиеся официальные документы расследования катастрофы указывают, что капитан Николов на высоте около 3500 метров потерял контроль над машиной во время выполнения сложного маневра. Его положение было безнадежным и, несмотря на большой опыт пилота, самолет на огромной скорости врезался в озеро.

Взрыва не было. Самолет просто погрузился в воды озера, а на следующий день дети из ближайших кварталов Бургаса, услышав от своих родителей о происшествии столпились на берегу, чтобы посмотреть, как будут поднимать со дна боевую машину. Однако спасательная операция не состоялась. Командование болгарских вооруженных сил посчитало ее нерентабельной, поскольку самолет погрузился в ил, толщина которого по словам местных жителей была очень большой.

«Только около 2-3 метров сверху – вода, все остальное донизу – песок и ил. Все мы слышали, что толщина этого слоя – от 5 до 50 метров» – рассказывают местные рыбаки.

И сегодня, 65 лет спустя, на дне Бургаского озера находится бесценная часть болгарской истории – полностью сохранившийся самолёт, относящийся к самому опасному времени в истории человечества – к периоду Холодной войны. В его кабине все еще находится тело капитана Николова.

«Может быть целесообразно провести спасательную операцию несмотря на то, что прошло столько лет. Все же этот смелый болгарин, имевший несчастье совершить фатальную ошибку во время полёта, охранял наше воздушное пространство. Он заслуживает настоящего погребения» — считают жители Бургаса.

Из-за того, что не было взрыва, исключительно трудно определить точное место, куда упал МиГ. По словам местных жителей, речь идет о районе, обозначенном на этом снимке.

В наши дни потенциальная операция по поднятию военной машины со дна озера обошлась бы не так дорого, как в 1960-е годы.  С развитием технологий сегодня открывается настоящая возможность прикоснуться к частице истории.

Источник — Флагман.bg. Заглавное фото — «Миг-15 готовится к взлету», Архив журнала «Клуб Криле», pan.bg 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *