Первый софийский трамвай

14 января 1901 года в Софии был пущен первый электрический трамвай

Чтобы понять, как в 1901 году первые трамваи вышли на софийские улицы необходимо рассмотреть путь, который Болгария проделала от конного омнибуса (вагон, движимый упряжкой лошадей) до сооружения первой ГЭС и появления электрически моторис. Хотя электрическая лампочка загорелась в Софии еще в 1879 году по поводу встречи князя Александра I Баттенберга, прошло немало времени, прежде чем болгары смогли похвастаться постоянным электроснабжением. Причина в том, что в то время каждое общественное здание электрифицировалось отдельно, «кусочками» с использованием оборудования, ввезенного из-за границы.

Впервые по-настоящему серьезно заговорили о необходимости электрификации Софии вовремя, когда кметом (мэром) города был Димитр Петков (1888-1893 год). Он взялся за амбициозную задачу перестроить город превратив его в современную европейскую столицу. Для этой цели в 1890 году была создана комиссия, изучившая возможности освещения города. Было рекомендовано построить гидроэлектростанцию на реках Боянска и Владайска. Через год венгерская компания «Ganz» выиграла конкурс, но разногласия относительно способа оплаты обрекли проект на провал, и он так и не был осуществлен.

Кмет (мэр) Софии Димитр Петков проявил замечательную энергию и размах. В своей речи перед городским советом в 1889 году он обрисовал направления развития города и убедил советников проголосовать за огромный для того времени десятимиллионный заем от Лондонского банка, предназначенный для благоустройства города. При помощи этих денег в следующие годы началось обустройство улиц и прокладка канализации.

В 1896 году попытку электрификации города повторили. С этой целью немецкие и французские специалисты разработали семь различных вариантов. Снова пришли к решению построить ГЭС (по идее французского инженера Самуэля Ребюфеля), в этот раз около села Панчарево. Сооружение должно было использовать воду реки Искыр. Строительство началось в 1899 году и было закончено в самом начале нового века. Все это вместе с шедшей параллельно работой по установке электрических столбов, строительству трансформаторных подстанций и прокладке кабельных линий, сделало возможным в 1900 году осветить одну за другой ряд улиц.

ГЭС «Панчарево». Фото с сайта http://stara-sofia.com/

Кроме освещениягорода ГЭС «Панчарево» позволила Софии «размечтаться» и об электрическом трамвае. До этого одним из самых популярных у софиянцев транспортных средств были конные омнибусы. Они собирали по 10-12 пассажиров, а основными их направлениями были села у подножия Витши – Банкя, Княжево и Горна баня. В 1901 году, однако, по софийским улицам двинулось последнее достижение в области городского транспорта – трамвай.

На церемонии 14 января в присутствии столичного кмета Христо Попова, первый вагон, украшенный цветами, торжественно отправился по маршруту от железнодорожной станции до площади «Славейков». По пути его везде встречали огромные толпы любопытных, желавших увидеть чудо техники. На следующий день было введен разделение трамваев на классы, но оно просуществовало недолго, поскольку желающих ездить в первом классе было слишком мало. Вот что писала о событии одна из столичных газет:

Вчера столичные жители стали свидетелями нового явления всемирного прогресса – первый трамвай прорезал почти всю Витошскую улицу. Громадное число людей любовалось приятным зрелищем скорости трамвая и сверкающими искрами от его колес и от проволоки наверху. Трамвай идет быстро, без толчков, освещается электричеством и имеет изящную меблировку.

Трамвай по линии София — Княжево, 1901 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Всего в Бельгии были закуплены 25 трамваев, как совершенно новых, так и бывших в употреблении. Они развивали скорость 15-20 км/ч. Несмотря на их роскошную меблировку (особенно в первом классе) первоначальный интерес к новинке быстро схлынул. Многие боялись нового транспортного средства, а патриарх болгарской литературы Иван Вазов, осмелившийся проехать на трамвае примерно через месяц после его пуска, писал:

Какое удивление и негодование возникает у всех софиянцев, когда они видят софийские улицы и площади, изуродованные столбами для нужд электрического освещения и электрического трамвая и небо, затянутое этой паутиной медных проводов!

Трамвай в Княжево, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Несмотря на то, что не все софиянцы были настроены к трамваю благосклонно, в следующие месяцы запускались в движение все новые линии, а желание столичных властей развивать этот транспорт давало результат.

В 1901 году трамвайная сеть состояла из шести линий общей длиной 23 км и обслуживалась 25 моторными и 10 прицепными вагонами. Ширина колеи составляла 1000 мм.

София, бульвар “Дондуков”, трамвай Княжевской линии, около 1901г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Постепенно мотрисы превратились в неотъемлемую часть повседневной жизни Софии и долгое время оставались самым распространенным и популярным способом передвижения.

До 1931 года трамвайные вагоны для Софии закупались за границей, с 1931 года новые вагоны строились в Болгарии под руководством инженера Теодосия Кардаева. С 1936 года болгарские трамваи выпускались под маркой ДТО (Дирекцията на трамваите и осветлението).

Трамвай № 5 по линии София — Княжево, кондукторы и вагоноважатый перед мотрисой, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Характерной особенностью софийских трамваев был прикрепленный на внешней стороне возле первой двери почтовый ящик (вы можете видеть его на снимке выше). Такие ящики были на всех вагонах, произведенных специально для Софии. На вагонах более поздних выпусков таких ящиков уже не было. Письма «из трамваев» собирались на нескольких узловых остановках и передавались для обработки на Центральную почту.

Сегодня трамвай в Софии по прежнему очень популярен. Общая протяжённость сети из 18 маршрутов (линий) составляет 308 км, из них на стандартную колею (1435 мм) приходится только 40 км (линии 20 и 22), остальное — узкая колея (1009 мм).

По материалам Иван Кънчев. Первый трамвай на софийских улицах. Перевод мой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *