Переправа у Систово

27 (15 июня) 1877 года главные силы русской армии переправилась через Дунай. Началась активная фаза русско-турецкой Освободительной войны.

После объявления войны Османской империи русские войска развернулись на левом румынском берегу Дуная. Первым шагом к решительному наступлению в Болгарии должна была стать переправа через Дунай. Русское командование выбрало для переправы район Зимницы на румынском берег) — Свиштова (Систово) — на болгарском.

Операция готовилась тщательно и в глубокой тайне. О ее планах и сроках знал очень ограниченный круг лиц (даже императору Александру II о начале операции сообщили лишь за 4 часа). Приказы и распоряжения отдавались только устно через офицеров; даже понтонным батальонам не было дано письменного предписания, и к месту переправы их вёл офицер штаба армии. Назначенные для форсирования войска подводились к районам сосредоточения только в ночь на 14 (26) июня 1877 и были расположены в Зимнице на день так, чтобы ничем не выдать своего присутствия наблюдателям с турецкого берега (палатки не разбивались, костры не разводились, для укрытия войск максимально использовались дома, рощи и овраги, весь район сосредоточения войск был оцеплен, ознакомление командиров передового отряда с местностью в пункте будущего форсирования генерал Драгомиров произвёл из окна своей квартиры в Зимнице).

План переправы

За несколько дней до операции был пущен ложный слух о том, что форсирование состоится у деревни Фламунды, по частям рассылались ложные приказы за подлинными подписями вышестоящих командиров. С 12 (24) июня в течение трех дней производилась бомбардировка турецких крепостей Никополь и Рущук, которые выдавались за места будущей переправы. Там же демонстрировалась подготовка форсирования. Понтоны и наплавные мосты были сосредоточены и подготовлены в других местах и скрытно по ночам доставлены в район Зимницы, где были укрыты в протоке за крупным заросшим лесом островом Адду под тщательной охраной. Артиллерийские батареи для прикрытия десанта были заранее расставлены по ночам вдоль Дуная и тщательно замаскированы.

Русские минные катера провели заранее серию операций против турецкой флотилии на Дунае, нанесли ей потери и вынудили укрыться в базах. Части передового отряда несколько дней тренировались в посадке-высадке на понтоны и действиям при их движении.

В результате успешного применения комплекса мер дезинформации и маскировки русское командование достигло своей цели: ослабив своё внимание под Систово, турки готовились к отражению высадки десантов у Никополя.

Карта переправы. Источник – imha.ru
(https://warspot.ru/5741-byt-za-dunaem-ili-v-dunae )

Для десанта русским командованием была выделена 14-я пехотная дивизия (командир генерал М. И. Драгомиров) из состава 8-го армейского корпуса (командир генерал-лейтенант Ф. Ф. Радецкий), усиленная 4-й стрелковой бригадой, 23-м Донским казачьим полком, двумя сотнями пластунов и двумя горными батареями (всего 17 батальонов пехоты, 6 сотен казаков и 64 орудия); для переправы были собраны четыре понтонных батальона и парк парусиновых понтонов. Для переправы артиллерии предназначались не только понтоны, но и плоты. Перед боем Драгомиров произнёс проникновенную речь, окончившуюся словами: «Середины у нас нет и быть не может: мы должны все быть за Дунаем или в Дунае– поняли?».

И.Е. Репин Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова.

У турок в районе Систово была одна пехотная бригада, сильно разбросанная вдоль берега (6 таборов (батальонов) пехоты и 6 орудий); фактически у Систово находилось 770 человек и 2 орудия, вблизи у села Варден — ещё 3300 человек и 5 орудий. Были подготовлены позиции для трёх шестиорудийных батарей, вооружить которые предполагалось полевыми орудиями отрядов, расположенных в районе Систово. В Рущуке (65 км от Систово) располагалось свыше 21 тысячи турок, а у Никополя (43 км от Систово) — ещё 10 тысяч.

«Вот я и на Дунае. Чудная река, виды прелестные. Пишу почти накануне великого для меня дня, в котором должно оказаться, чего стою я и моя система образования и воспитания солдата, и стоим ли мы вообще оба, то-есть я и моя система, чего-нибудь. Когда будешь читать это письмо, вопрос уже будет решен в ту или другую сторону. Я здоров, как бык, люди в отряде подобрались хорошие, может, Бог наградит счастьем. До свиданья»

М.И. Драгомиров. Из письма жене

Форсирование началось в 2 часа ночи 15 (27) июня. В первый рейс отправились 11 рот Волынского полка, сотня пластунов, 60 казаков и горная батарея — всего 2 500 человек; во второй — роты 3-го батальона Волынского полка, стрелковые роты Минского полка, рота почётного конвоя Императора и горная батарея. Длительность каждого рейса предположительно устанавливалась в 2 часа. Первый рейс имел целью захватит плацдарм и обеспечить высадку последующих рейсов; все понтоны первого рейса отплывали одновременно. При этом остальные части 8-го армейского корпуса оставались в местах постоянного пребывания и должны были начать движение к месту переправы в ночь операции. Солдаты были в зимних чёрных мундирах, чтобы оставаться незаметными в темноте.

https://stanislav-udin.livejournal.com/150822.html

Как и предусматривалось планом, около 2 часов ночи части первой волны десанта погрузились на понтоны в протоке за островом Адда, обогнули его с востока и взяли направление на устье ручья Текир-дере на турецком берегу. Ночь была благоприятная — облачная, но ветер разбрасывал понтоны в стороны. Поэтому многие понтоны причалили к турецкому берегу выше или ниже намеченной точки. Турецкие посты обнаружили понтоны первого рейса уже в нескольких сотнях метров от своего берега. Беспорядочный огонь не причинил особого вреда русским. Самой чувствительной потерей стала гибель от прямого попадания снаряда понтона, на котором находились оба орудия первого рейса с зарядными ящиками и упряжками. Прямо с понтонов солдаты бросились в атаку. Около 3 часов ночи на небольшом плацдарме уже находились все 11 рот и сотня пластунов.

Переправа из Зимницы к Систову. Понтон, поражённый артиллерийским снарядом. Картина неизвестного художника
Источник – The Graphic, 1877 ( https://warspot.ru/5741-byt-za-dunaem-ili-v-dunae )

С каждым часом бой расширялся и становился всё более ожесточённым. Поднятые по тревоге турецкие войска заняли заранее подготовленные позиции на берегу и прибрежных высотах, огонь 6 турецких орудий причинял большой урон 2-му рейсу десанта. Массированным ответным огнём русской артиллерии с румынского берега обе эти батареи вскоре удалось подавить.

https://stanislav-udin.livejournal.com/150822.html

Русским частям второго рейса пришлось тяжелее, чем первым — по ним вели прицельный огонь уже большие массы врага, три понтона были потоплены со всеми находившимися на них людьми, на некоторых других понтонах потери оказались столь значительны, что уцелевшие не могли выгрести против сильного течения и их отнесло вниз по Дунаю. Однако основная часть десанта высадилась, после чего была организована общая контратака. Она увенчалась успехом — к 6 часам утра турецкая пехота была отброшена на восток по всему фронту. С рассветом обнаружилось невыгодное расположение восточного фаса захваченного плацдарма — он простреливался с высокого восточного берега ручья Текир-дере. Сражавшиеся там русские части понесли большие потери. С прибытия на плацдарм артиллерии, турецкая пехота была выбита с восточного берега ручья.

«Штыковой бой полков русской гвардии с турецкой пехотой на Систовских высотах 14 июня 1877 года». Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, 1881

Во втором рейсе на южный берег Дуная переправились генерал Драгомиров со штабом и вызвавшийся добровольцем генерал М. Д. Скобелев.

В последующих рейсах к переправе был подключен пароход и две баржи, а также отряд паровых катеров. Темпы переброски войск резко возросли — к 10:30 утра на плацдарме сражались уже три русские пехотные бригады. Драгомиров немедленно приступил к овладению Систовскими высотами. К 15 часам дня Систово и окружающие его высоты были заняты русскими. Турецкие войска с потерями отошли, дальнейшая переправа войск производилась без противодействия неприятеля.

К ночи 27 июня на турецком берегу Дуная уже находилась вся 14-я пехотная дивизия и четыре полка 9-й пехотной дивизии генерала Н. И. Святополк-Мирского с четырьмя батареями (всего 28 батальонов и 30 орудий, свыше 25 000 человек). В течение 29 и 30 июня был переправлен весь 8-й армейский корпус генерала Ф. Радецкого (35 000 человек с 78 орудиями) и началась переправа остальных корпусов русской армии. Район переправы был взят под охрану русскими кораблями, вокруг неё по Дунаю были устроены минные заграждения.

Форсирование Дуная дает ряд примеров использования русскими войсками новейших способов ведения боевых действий. В этом бою широко применялся новый боевой порядок — стрелковая цепь. Впервые получил боевое применение военно-полевой телеграф между начальником переправы и ставкой Главнокомандующего Дунайской армией. С лучшей стороны показали себя инженерные (особенно понтонные) части. Было продемонстровано хорошее взаимодействие нескольких родов войск (пехота, инженеры, артиллерия, моряки). Русские войска показали исключительный героизм и высокий боевой дух. Опыт форсирования полноводного и быстрого Дуная под огнём врага явился ценным вкладом в развитие военного искусства России и Европы в целом, он много десятилетий изучался в военных академиях.

Вопреки предсказаниям западных военных теоретиков, утверждавших, что за форсирование Дуная русским придётся заплатить жизнями 25-30 тысяч человек, потери русской армии оказались значительно меньшими. По данным А. Б. Широкорада, русские потери составили 748 человек убитыми, утонувшими и ранеными, и два утонувших орудия. А. А. Керсновский приводит немногим большую цифру — 1100 общих потерь, из них 320 погибших. В «Энциклопедии военных и морских наук» под редакцией Г. А. Леера приводятся данные о русских потерях в 31 офицер и 766 нижних чинов, а в «Военной энциклопедии» И. Д. Сытина указаны русские потери в 30 офицеров и 782 нижних чина.

Потери турок неизвестны, в книге «Битвы мировой истории» Т. Харботтла без указания источника указывается на общие потери турок в 641 человек.

Операция завершилась полным успехом — перед русской армией открылся путь в Болгарию. Успешное расширение захваченного плацдарма позволило русским войскам не только производить переправу вне огневого воздействия противника, но и в короткий срок (к 19 июня (1 июля)) навести мост через Дунай в районе острова Адда, получивший название «Нижний», а ещё через 9 дней — в районе острова Бужиреску, названный «Верхним». К середине июля главные силы Дунайской армии действовали в Болгарии.

Понтонный мост на Дунае в районе на Систово (Свищов), снят с болгарского берега, 1877 г. Фотограф — Фр. Душек. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Заглавная картина: «Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года» Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, 1883 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *