Земенский монастырь
тайное знание древних и уникальное культурное наследие
Автор Йоланда Димитрова. Опубликовано в travelbulgarianews.bg
Земенский монастырь «Св. Иоанн Богослов» скрывает множество тайн – это тайны богомилов, праболгар и даже масонов. Поверить в это заставляют не только множество публикаций в прессе, но и сама энергетика этого места. Едва попав во двор монастыря, вы сразу ощущаете спокойствие, которое царит здесь, даже когда посетителей довольно много – не один и не два. Сразу же перед вами открывается архитектура малой церкви, построенной в форме почти правильного куба.
Именно необычное архитектурное решение – одна из причин, по которым обитель, основанную в XI веке, связывают с богомилами. Одни считают, что четыре равные стороны кубического здания намекают на доктрину учения, основанную на принципе дуализма добра и зла. Поэтому и Святая троица архитектурно дополнена четвертой, «дьявольской» стороной. Другие утверждают, что восьмиугольный камень в храме скрывает тайное знание древних болгар, а стены храма крестоносцы использовали в попытках разгадать тайны храма Соломона, а третьи верят, что старый каменный алтарь в церкви обладает даром исцелять болезни, облегчать страдания и чудесным образом исполнять заветные желания.
Даже если вы не верите во все эти утверждения, все равно стоит посетить Земенский монастырь (сегодня он не действует, а является филиалом Национального исторического музея) из-за огромного культурного значения уникальных фресок. Несмотря на свои довольно скромные размеры – около 9 метров длиной, чуть меньше 9 метров шириной и 7 метров высотой, церковь богато расписана. Первый слой фресок относится ко времени сооружения церкви в XI веке. Сегодня можно видеть фрагменты того периода: изображения святого Иоакима и святой Анны, святых Константина и Елены. Однако, посетителей больше привлекают фрески, написанные в XIV веке.
Историки очень ценят это место из-за сохранившихся портретов боляр -ктиторов, являющихся ярким свидетельством той эпохи. По своему значению эти портреты занимают второе место после портретов севастократора Калояна и его супруги Десиславы в Боянской церкви. В церкви Земенского монастыря можно увидеть, как выглядел один из жертвователей – деспот Вельбаждского княжества Деян, его супруга Доя и их дети Витомир и Стою. Неизвестный зограф (художник, расписывающий стены храмов) в своих рисунках переплел элементы, характерные для иконографии, и техники живописи, что делает фрески особенно ценными.
Среди ценных рисунков – один из самых ранних образов болгарского святого Ивана Рильского. Однако, самыми интересными для туристов бесспорно являются две другие фрески. Первая изображает сцену причастия апостолов. Любители тайн и исторических загадок считают, что в ней также зашифрованы богомильские постулаты дуализма мира. В отличие от традиционного изображения тайной вечери, когда за одним столом собраны 12 апостолов, а Христос подает им хлеб и вино, в Земенском монастыре божий сын изображен в этой сцене дважды: один его образ подает хлеб шести апостолам, а другой – вино остальным шести.
Вторая самая знаменитая фреска Земенского монастыря, на которой изображена ковка гвоздей для Христова креста, является исключительно редкой. Еще интереснее, что гвозди на этой фреске выковывает женщина. По легенде это супруга кузнеца, который притворился, что у него болит рука, чтобы не ковать гвозди, которыми будет распят божий сын. Эту работу сделала его жена. Конспирологи считают, что в этой фреске скрыто множество тайн староболгарского знания.
С необычной формой церкви Земенского монастыря связана еще одна легенда. По преданию, необычная форма стала результатом пари заключенного между мастером-строителем и его учеником. Они поспорили, кто построит более красивую церковь и, одним из условий было, что никто не должен видеть работу соперника, пока она не будет полностью закончена. Едва увидев работу своего ученика, мастер молча повернулся к ней спиной и затем своими руками разрушил свой храм.
Возможно, одним из свидетелей этого спора было вековое дерево, растущее во дворе монастыря.
Чтобы добраться до Земенского монастыря нужно свернуть у села Извор по дороге между Радомиром и Кюстендилом и следовать указателям, чтобы попасть в Земенский пролом, созданный водами реки Струма.
Чтобы осмотреть монастырь, нужно заплатить 5 лев за билет (для школьников и студентов – 1 лев). Предлагаются комбинированные билеты со сроком действия от одного месяца, куда входит несколько объектов. Так за 14 левов вы можете посетить кроме Земенского монастыря Боянскую церковь и Национальный исторический музей. Для групп от 10 человек и больше цена на одного будет 3 лева. Дети дошкольного возраста, люди со специфическими потребностями и их сопровождающие могут попасть в Земенский монастырь бесплатно. Услуги экскурсовода будут стоить 5 (на болгарском языке) или 10 левов (на иностранном). Нужно иметь в виду, что в связи см пандемией экскурсии возможны далеко не всегда, но работники очень любезны и всегда готовы ответить на вопросы туристов. В церкви можно фотографировать (за 5 левов вы получаете право сделать до 5 снимков) и снимать видео (15 левов – до 30 минут видеосъемки).