Теснолинейка — железный путь сквозь Родопы
Недавно я немного рассказал о нашем путешествии из Банско в Пловдив по Родопской теснолинейке. Сегодня, как и обещал — небольшой экскурс в историю этой дороги.
На расстоянии 76 см один от другого, или, иными словами, чуть меньше, чем на три пяди, расположены рельсы трансродопской железной дороги. Они настолько близко, что эта особенность отразилась в названии дороги – узкоколейка (по-болгарски — теснолинейка).
Идея высокогорной узкоколейной железной дороги возникла в 1916 году, во время Первой мировой войны, а шестой, последний этап строительства был завершен лишь в конце 1945 года, непосредственно после окончания Второй мировой. В непростой период между двумя мировыми войнами, отмеченный национальной катастрофой, государственными переворотами, экономическими трудностями, политическими убийствами и расколом общества, Болгария все же нашла силы реализовать этот транспортный проект.
Первый участок дороги длиной 20 километров соединил Сарамбей (сейчас — Септември) – часть Хиршовой железной дороги и Ладжене (Лъджене – сегодня это квартал Велинграда). Первый поезд прошел по этому отрезку 1 августа 1926 года. Предстояла самая трудная часть работы. В 1939 году пресса откликнулась на восторженную речь Его Величества на открытии участка Чепино – Якоруда – Белица заголовками: «С царем Борисом…от Марицы через Родопы к Пирину и Месте».
«Сегодня освящена линия, которая, проходя через Родопы и связывая долину Марицы с долиной Месты, минует одни из красивейших мест нашей Родины и представляет…одно из величайших достижений нашей молодой техники и болгарского труда»
Царь даже управлял паровозом во время церемонии, демонстрируя свою любовь к железным дорогам. Важная общественная роль проекта тогда была так же очевидна, как и сейчас.
«Железнодорожная линия Чепино – Якоруда – Белица даст удобную связь трудолюбивому населению этого края с главными центрами страны. Она увеличит его мобильность, поможет разумно и рационально использовать лесные богатства трех наших гор, трех сестер: величественной Рилы, легендарного Пирина и прекрасных Родоп».
В словах царя слышалась обоснованная гордость. От Септември до Белицы стоимость проекта составила около 200 миллионов левов. На пути было построено 35 тоннелей, некоторые из них явились частью сложных специальных сооружений, с помощью которых поезда смогут преодолевать крутые холмы и крутые повороты. Названные «шестерками» и «восьмерками», они представляют пересечение линий на нескольких уровнях, напоминая начертание соответствующей цифры.
Благодаря нестандартным инженерным решениям, местоположение станции Аврамово достигло высоты 1237 метров над уровнем моря, что сделало эту станцию самой высокой на всем Балканском полуострове. Кроме природной границы между Рилой и Родопами, через Аврамову седловину до Балканской войны проходила и государственная граница. Около Аврамово находится наиболее крутой участок трассы и самый длинный тоннель на всей линии.
На фоне таинственных Родопских гор и величественных вершин Пирина маленький 4-вагонный поезд на узких рельсах кажется творением гномов из старинной сказки. На самом деле, узкоколейка имеет чисто практические функции, и, хотя для большинства пассажиров путешествие в ней сегодня – туристический аттракцион, ее главное предназначение – связывать городки и села региона друг с другом. На многих участках 124-километрового пути узкоколейка – единственный вид общественного транспорта, которым может пользоваться местное население.
Пейзаж настолько разнообразен, что почти пять часов пути можно неотрывно смотреть в окно и постоянно фотографировать. Не менее интересно обратить свой взгляд внутрь вагона. Местные постоянные пассажиры в большинстве своем мусульмане, путешествующие на короткое расстояние между селами или до ближайшего города. Их облик коренным образом отличается от того, что мы привыкли видеть в большом городе. Своим аутентичным внешним видом и пестрой помакской одеждой пассажиры превращают узкоколейку в своеобразный этнографический музей на колесах.
Предпоследний участок строительства – между Белицей и Банско был открыт 3 марта 1943 года. Банско и Добриниште не были включены в первоначальный проект, который предполагал спуск по долине реки Месты к Неврокопу от станции Генерал Ковачев, но затем был сделан обход, чтобы не лишать эти населенные пункты новой транспортной связи. Последний участок линии между Банско и Добриниште был завершен 9 декабря 1945.
Таким образом, сегодняшние студенты, которые отправляются в Банско на свой ежегодный праздник 8 декабря, все чаще выбирают этот расслабляющий, экологичный и нетрадиционный транспорт, включая в праздничную программу время в пути.
Если бы первоначальный план был реализован до конца, сегодня мы могли бы считать узкоколейку не только родопской, а еще 43 километра наслаждались бы красотами долины реки Месты. Существовала также ветка линии, связывающая город Пазарджик и село Варвара, но, к сожалению, 15 лет назад она была окончательно закрыта и демонтирована.
С закрытием узкоколейки Червен бряг – Оряхово в том же 2002 году, линия Септември – Добриниште остается единственной узкоколейной линией на территории Болгарии. Несколько лет назад раздавались голоса, предлагавшие закрыть и ее из-за нерентабельности, но здравый смысл победил.
Сегодня самобытная линия вызывает все больший интерес, поэтому можно сказать, что дружными усилиями болгарское общество спасло историческую ценность. В этом году был восстановлен и пущен в движение после 30-летнего «отдыха» эталонный пассажирский поезд «Родопи», а в заброшенном до недавнего времени здании станции Цепина теперь помещается музей, рассказывающий историю этой замечательной железной дороги намного лучше, чем любой текст.
Текст и исторические фото взяты ОТСЮДА, перевод на русский язык — мой.