Тайные послания болгарских пафти
Автор: Десислава Семковска
Одним из красивейших элементов болгарского женского народного костюма, несомненно, являются пафти – пряжки пояса. Изящные, искусно изготовленные из различных металлов, украшенные причудливыми фигурами и орнаментами, они считаются символом женственности, хотя изначально были атрибутом мужского костюма.
Пафти были знаком социального статуса и определяли переход девушки в новую социальную группу – замужних женщин. Их дарила семья жениха в момент помолвки. В отличие от украшений на грудь, голову и колец, которые тоже были частью подарка будущей невесте, пафти были обязательным элементом, который она носила впоследствии, показывая, что она уже замужем. Незамужние девушки не имели права носить пафти
За одним исключением: до замужества надеть пафти могла только лазарка (девушка, участвующая в обрядах на праздник Лазаров день – за неделю до праздника Великден — Пасхи. прим. переводчика). Это было как бы инициацией молодой девушки – достигнув возраста, когда ей разрешалось выйти замуж, она должна была в первый и единственный раз одеться как лазарка. Ее мать давала ей свой набор украшений и девушка надевала их, чтобы показать, что она готова стать супругой и матерью, – объясняет Грозделина Георгиева, сотрудник Регионального этнографического музея в Пловдиве.
Как и все украшения, пафти имели для болгарок магическое значения. Не случайно они изготавливались из металла, причем мастера предпочитали работать с серебром, поскольку считалось, что оно как зеркало отражает сглаз и возвращает его «отправителю».
Формы пряжек самые разнообразные – круглые и прямоугольные были известны еще в Средние века, а листовидные с закругленными и изогнутыми вверх краями пришли с Востока. В отличие от народного костюма, традиционные украшения не имеют четкого регионального разделения.
Впечатляет разнообразие мотивов и сюжетов, изображенных на пафти.
Если все-таки говорить о специфике, то македонские пафти – исключительно крупные и массивные. Это вызвано тем, что македонский женский костюм объемен, с богатой вышивкой, и чтобы выделяться на нем, пряжки должны быть большими. Ведь пряжки, кроме защитной, имели и декоративную функцию, − отмечает Грозделина Георгиева.
Живя в Османской империи, болгары переняли некоторые элементы турецкого национального костюма и украшений. Поэтому на пафти можно встретить как типично болгарские мотивы – павлинов, голубей, змей, других представителей фауны и геометрические элементы, так и характерные для османской иконографии растительные орнаменты – цветы, листья, плоды, виноградные грозди, узоры. Во второй половине XVIII века на пряжках появляются элементы в стиле барокко.
Встречаются на пряжках перламутровые пластины с изображением святых и христианских праздников. Паломники привозили их из Святых мест и дарили священникам, которые носили пряжки под рясами.
«Большие болгарские монастыри, такие как Рильский и Бачковский, могут похвастаться богатыми коллекциями пряжек. Одним из любимых мотивов на перламутре был двуглавый орел, символ Цареградской патриархии. Это показывает, что изготовляемые в мастерских при монастырях пафти были под эгидой церкви, − говорит госпожа Георгиева, — По пряжке можно было определить вероисповедание ее хозяйки. Христианки носили пафти с изображениями птиц и животных. Однако, при исследовании районов проживания помаков (болгар, исповедующих ислам) выяснилось, что и там были распространены пафти с символами, запрещенными Кораном, что говорит о том, что женщины в этих местах не полностью восприняли ислам».
С приходом во второй половине в XIX века европейской моды в большие болгарские города со смешанным населением и смешением различных культур, пафти постепенно стали выходить из употребления. Городское платье требовало других аксессуаров. Пояс стал узким, исключительно изящным, с серебряными и золотыми элементами, с застежками в форме банта или спирали. Кое-где продолжали носить пафти, но и они начали меняться, становясь меньше, приобретая изящество. В них часто использовался перламутр и инкрустации. Сегодня пафти можно видеть на женщинах, участвующих в различных фольклорных фестивалях.
«Возможно, самая большая тайна пафти – вера в то, что это украшение защитит. Болгары верили, что человеческое тело состоит из двух частей – верхней и нижней, а самым уязвимым местом является место их соединения. Именно его и прикрывал, защищал пояс. Женщина должна была бережно хранить свои личные украшения, в том числе и пафти, поскольку считалось, что если они попадут в плохие руки, то могут послужить элементом негативного магического воздействия на их хозяйку»
По материалам Болгарского национального радио
Снимки: Региональный Этнографический музей Пловдив, Ани Петрова, Асен Великов
спасибо, очень познавательно, и картинок много — есть чем полюбоваться
Спасибо, я старался 🙂