Святой Димитр и путь к свободе
26 октября 1185 года в Тырново вспыхнуло восстание Асена и Петра, положившее начало Второму болгарскому царству
26 октября 306 года во время правления императора Диоклетиана был убит Димитр Солунский (или Димитр Фессалоникийский) — христианский святой, великомученик. Жители города Солун (сегодня – Салоники) объявили его святым-воином и покровителем города. Согласно легендам святой Димитр столетиями защищал и оберегал город, совершая чудо за чудом. Но в августе 1185 года случилось нечто неожиданное. Второй после Константинополя по важности и богатству город империи был захвачен норманнами и подвергся невиданному разграблению. Церковь святого Димитра была сожжена, а его мощи разбросаны. Склонные искать во всем божий промысел средневековые греки были духовно сокрушены. Византийцы увидели в падении Солуна наказание за свою греховность. Им стало ясно, что святой Димитр их покинул.
Тем временем на севере еще были живы воспоминания о старом болгарском царстве, а болгарам становилось все труднее терпеть власть ромеев. Назрел момент для массового восстания. Согласно рассказу Никиты Хониата у истоков восстания стояли три ключевых события. Первое касалось желания братьев Петра и Асена (видных болгарских боляр – аристократов) быть зачисленными в прониарские списки империи (см. прония) и получить небольшое земельное владение у подножия гор Стара Планина. С этой целью скорее всего осенью 1185 года они лично явились к императору Исааку II Ангелу, именно тогда, когда он готовился отправится в поход против норманнов, захвативших Солун. Отказ императора удовлетворить их просьбу вызвал негодование младшего брата – Асена, который лично пригрозил императору бунтом. Это неслыханное поведение молодого болярина было наказано пощечиной.
Вторым важным событием стал дополнительный налог на скот, введенный в связи со свадьбой императора и венгерской принцессы Маргарет. Это вызвало сильное и массовое недовольство среди населения Мизии. Два брата использовали это недовольство, чтобы превратить свою угрозу в реальность. Оскорбление, материальные тяготы и наличие двух блестящих вождей в лице Асеневцев, однако были недостаточными для восстания.
Болгары должны были получить «божественную гарантию» успеха своего дела. Они верили, что бог должен показать им, что они избраны и достойны быть свободными, что не только могут, но и должны поднять оружие против византийского басилевса.
И знак был подан. 26 октября 1185 года Петр и Асен вместе с большим количеством своих сторонников собрались в Тырново для освящения недавно построенной церкви святого Димитра. В этот момент в городе появилась чудотворная икона святого. Утверждалось, что она покинула захваченный норманнами Солун и нашла себе новый дом в новом болгарском храме.
Религиозное сознание средневековых болгар истолковало это как отказ святого Димитра защищать ромеев и священную гарантию того, что он (святой) будет покровительствовать болгарам в их борьбе за свободу. И, действительно, старая церковь в Солуне была разграблена и разрушена, ромеи были наказаны, Империя – унижена
Собравшиеся в церкви стали кричать и призывать сбросить византийское иго и восстановить славу старых царей. В этой обстановке патриотического подъема старший из братьев – Тодор (названный Петром в честь царя Петра I) возложил на свою голову золотую корону, накинул красный плащ, и обул пурпурные сапоги, которые мог носить только византийский басилевс.
Так после 167 лет перерыва на болгарский престол снова взошел болгарин. Коронование Петра на царство и начало огромного восстания болгар было одним из тех моментов в истории, когда все расчеты заканчиваются и только вера дает смелость народу принять руку, протянутую из неизвестности будущего и отправиться по пути, указанному ею, не зная, куда он приведет.
Никита Хониат пишет:
«С таким (божественным) предсказанием весь народ был завоеван для дела и каждый поднял меч. И поскольку их бунт был с самого начала успешен, еще больше болгар поверило, что Господь одобрил для них свободу»
Вскоре восстание охватило всю Северную Болгарию, не затронув только Варну. Первое время Исаак II Ангел не имел возможности ответить на восстание, так как должен был расправиться с норманнами и узурпатором Кипра Исааком Комниным. Только в декабре 1185 года басилевс отправил против восставших своего дядю – севастократора Иоанна. До сражения, однако, так и не дошло, поскольку севастократор был отозван по подозрению в заговоре против императора. Во главе второй армии встал кесарь Иоанн Кантакузин, который отправился к Хемусу (греческое название гор Стара Планина), но был разбит Асеновцами в ночном бою. Болгары перебили большую часть ромейских воинов, а полководец смог спастись бегством, бросив весь обоз. Была отправлена третья армия под командованием великого византийского полководца Алексия Врана. Но она восстала против императора и направилась к Константинополю вместо Тырново.
Только в 1186 году лично император возглавил большую армию и решил раз и навсегда расправиться с болгарами. Его поход вынудил братьев отступить за Дунай к союзникам – куманам, а Исаак II Ангел разграбил Мизию и вернулся в Константинополь. Согласно рассказу Никиты Хониата император был настолько самонадеян и горд своим успехом, что рассмеялся, когда ему напомнили предсказание Василия II Болгаробойца, что болгары поднимутся на восстание и однажды освободятся.
В это время личность Асена становилась все более заметной, и он превратился в истинного вождя восстания. Летом 1186 года Асеневцы снова перешли Дунай, овладели равниной и поставили себе цель – довести начинание до успешного конца. Никита Хониат рассказывает:
«И тогда они вернулись в свою родную Мизию; найдя землю оставленной ромейскими войсками, они пошли с еще большей уверенностью, ведя отряды своих куманских помощников, все равно, что легионы бесов. Они хотели не просто обеспечить свои владения и установить контроль над Мизией; они хотели опустошить римские территории и объединить политическую силу Мизии и Болгарии в одну империю, так же как раньше»
Осенью 1186 года болгарско-куманская армия перешла через горы Стара Планина и разделилась на две части – одна отправилась в Македонию, вторая осталась действовать в Восточной Тракии.
Ответ Исаака Ангела не заставил себя ждать. Той же осенью он снова отправился против двух братьев, пройдя через крепость Берое и направившись к Сердике (сегодня- София), откуда собирался перейти Хемус и напасть на Тырново. Зима, однако блокировала проходы и заставила императора отложить поход на следующий год. Находясь в Сердике, Исак II убеждал венгерского короля Белу III вернуть похищенные мощи святого Ивана Рильского, вероятно надеясь таким успокоить восставших болгар. Король вернул мощи, но без одной руки, оставшейся в Граце.
С приходом весны ромеи перешли через горы и осадили Ловечскую крепость. Болгарские войска, однако, оказали невиданное сопротивление и после трехмесячной осады, Исаак II Ангел вынужден был просить мира. Под стенами города было подписано Ловечское перемирие, которым де-юре признавалась болгарская власть на территориях севернее Балкан.
Император признал власть Асеневцев над Мизией, но потребовал в качестве заложника брата Асена и Петра – Иоанницу (Калояна). Несмотря на перемирие и признание власти Асеневцев над Мизией, вопрос легитимности этой власти оставался неразрешенным. Немедленно после заключения перемирия Асеневцы занялись восстановлением государственной власти, сооружением новых крепостей и распределением про ним гарнизонов. В качестве столицы утвердилось Тырново из-за очень хорошей естественной защиты и неприступности.
Вскоре после прохода по болгарским и византийским землям крестоносцев третьего Крестового похода Исаак II решил окончательно свести счеты с болгарми и организовал поход на Тырново. Город, однако, был хорошо укреплен и ромеи не смогли его взять. Легенда рассказывает о фальшивом «перебежчике» из города, который «предупредил» басилевса о том, что на помощь болгарам идет многочисленное куманское войско, после чего император приказал немедленно отступить
В 1190 году при переходе византийской армии через Балканы, она была практически полностью уничтожена болгарами в Тревненском проходе. С этого момента Асеневцы перехватили инициативу и начали военные действия по всей Тракии. Во время одного из сражений был совершен переворот против Исаака II. Годом позже заговорщиком Иванко был убит царь Иван Асен и на престол снова взошел Петр, правивший болгарским государством всего один год и ставший в 1197 году жертвой болярского заговора
Никита Хониат отмечает, что в управлении государством Петру помогал младший брат Калоян, бежавший в 1189-1190 году из заключения в Константинополе.
Долгий путь к свободе, начатый в далекий Димитровдень 1185 года, в конце концов был пройден. Святой Димитр превратился в покровителя династии на Асеневцев и в одно из самых почитаемых болгарских святых.