«Сладкие и медовые» – Антоновден и Атанасовден
17 января Болгарская православная церковь чтит память Преподобного Антония Великого , а 18-го — святого Атанаса (Афанасия) Великого. В эти же дни отмечаются народные праздники Антоновден и Атанасовден.
Святой Антоний родился в 251 году в Египте, в семье благочестивых и зажиточных людей. Оставшись сиротой в 20-летнем возрасте, он раздал свое имущество бедным и поселился в египетской гробнице, высеченной в скалах. Преодолев разные искушения и испытания, Антоний зажил в заброшенной постройке в горах, входы в которую заложил камнями. Два раза в год его друг приносил ему запасы продуктов. Так Антоний провел 12 лет. После этого подвига Бог наделил его способностью врачевать. Святой умер в возрасте 105 лет 17 января 356 года. В этот день в Болгарии отмечают именины Антон, Антония, Андон, Антоанета, а также Дончо, Донка и их производные.
Кстати, сказать, именден (именины) в Болгарии ничуть не меньший (а иногда даже больший) праздник, чем день рождения.
В болгарской народной традиции некогда соблюдали ряд запретов, связанных с верованием, что святой Антоний – врачеватель чумы, оспы, сибирской язвы и других болезней. В фольклорных представлениях эти напасти иногда называли тетушкой, сладкими и медовыми, добренькими, поэтому в некоторых районах Болгарии праздник известен под именем Тетушкин день. Почти во всей стране женщины замешивали хлеб без закваски, намазывали его патокой или медом и раздавали соседям на здоровье.
Один из хлебов оставляли на чердаке – чтобы обрадовать «тетушку» (чуму). На Антонов день женщинам нельзя шить и вязать – если они уколются, то рана зарастет очень медленно, а и таким образом они рассердят болезни. По этой же причине нельзя варит фасоль и чечевицу. В народе их ассоциировали с прыщами от оспы.
Афанасий Великий был египетским богословом и духовником, патриархом Александрии с 328 по 373 год. Он был первым, кто распространил в Европе монашество, зародившееся в Египте. Церковь чествует святого два раза в год. 2 мая – в день его смерти и 18 января – в день, когда он в последний раз вернулся как православный епископ Александрии. Тогда болгары отмечают Зимнего святого Атанаса или Середину зимы. Считалось, что с этого дня день начинает нарастать „на одно зернышко проса”.
В народных верованиях Святой Атанас — властелин на снегов и льдов. На свой праздник он поднимается в горы на белом коне, снимает свой зимний кожух, надевает шелковую рубашку и кричит: «Уходи зима, приходи лето!».
В народных представлениях Антон и Атанас представлены, как двое братьев-близнецов. Согласно легенде, они были кузнецами, и даже изобрели клещи. Вот как это произошло: работали они как-то в кузнице, железо раскалилось в печи, а Атанасу нечем было вытащить его, кроме как голыми руками. Ему в голову пришла мысль использовать две металлические палки. И когда он обдумывал, как это лучше сделать, его взгляд упал на лежащую рядом собаку и ее подогнутые передние лапы. Атанас согнул палки так, что получился инструмент, похожий спереди на лапы животного. Так он изобрел клещи.
С этого момента братья стали покровителями кузнецов, слесарей, точильщиков и изготовителей ножей. В их честь представители этих профессий каждый год приготавливают курбан – обрядовое кушанье из жертвенного животного.
В некоторых районах Болгарии 17 и 18 января называют «сладкими и медовыми». В Пиринском крае бытует поверье, что все болезни собираются (или рождаются) на Антонов день, а на Атанасов отправляются ходить по миру.
Во Фракийской области на Атанасов день резали черного цыпленка или курицу, приготавливали с рисом и раздавали соседям и близким для здоровья. В некоторых поселках девушки и холостяки выходили на поляны, подвязывали качели, пели и танцевали хоро. Это – один из крупных праздников, на которые устраивали общесельские празднества – на здоровье и благоденствие.
По материалам Болгарского радио и Русской Болгарии.