Реклама в Царстве Болгария
Изучать прошлое можно по разным источникам. Письма и дневники очевидцев, мемуары и официальные документы, фото и кинохроника, легенды и народные песни… Один из множества источников , дающий представление о мире вещей, окружавших наших предков — реклама.
Антон Оруш
Начало ХХ века было временем бурной модернизации Болгарии. В страну ввозилось все больше современных промышленных товаров – технические новинки, одежда и парфюмерия, лекарства, спортивные товары… Развивалась и собственная болгарская промышленность.
Первыми рекламодателями были торговые представительства известных зарубежных марок автомобилей, сельскохозяйственных машин, радиоприемников и т.д. В специализированных журналах (как например журнал Болгарского инженерно-архитектурного общества) рекламировались различные виды механизмов и высоковольтной электротехники (например, электродвигатели немецких концернов AEG и Siemens).
В журнале «Наука за всички» («Наука для всех») в 1933 году была размещена реклама немецкого детского фотоаппарата Baby Box концерна Carl Zeiss. Этот журнал вообще часто рекламировал фототовары – аппараты, пленку, увеличители, в основном немецкого производства.
Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился в Болгарии, вероятно, в 1902 году, когда Военное министерство закупило несколько машин с одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 8 л.с. Автопарк государственных органов и частных организаций постепенно разрастался, а со временем автомобили стали приобретать и богатые граждане.
В 1914 году вышла первая болгарская книга по теме – «Автомобиль. Полное и подробное руководство для изучения устройства, управления, использования, хранения и его ремонта» под авторством «капитанов Ст. Тафрова и Л. Богданова». Последние несколько страниц содержали разнообразную рекламу финансировавших издание торговцев автомобилями, запчастями и другими товарами.
В книгах, издававшихся в последующие три-четыре десятилетия, рекламу, если ее было много, печатали в конце, после основного текста. Вероятно, эта практика покажется сегодня несколько странной, но издатели первых автомобильных книг знали, что читатель рано или поздно спросит: «А где же найти все необходимое для содержания моего автомобиля, так подробно описанного в книге?»
Ведущим мотивом в рекламе было утверждение, что торговые представительства известных марок предлагают товары, в чьем превосходном качестве давно убедился весь мир. Поэтому импортеры «Джебаров & Коцев» писали о «всем известных автомобилях Peugeot – всемирных победителях» и «всем известных автомобильных шитнах Michelin». «Ив. Цоков & Г. Попов» также предлагали «велосипеды «Адлер», имеющие всемирную известность и солидность», а в рекламе автосалона «Торпедо палас» легковой автомобиль марки «Бенц» также назывался «всемирным победителем».
Во втором десятилетии ХХ века в рекламе неизменно указывалось, насколько прочными и надежными показали себя предлагаемые автомобили при использовании в армии. Например, реклама машин Overland – «единственные, которые остались в целости и сохранности во время войны – обстоятельство, еще раз подтверждающее их солидность». Или реклама немецких NSU: «В Освободительной войне участвовали 6 автомобилей NSU. В то время, как многие другие автомобильные марки постоянно имели проблемы с поломками, эти NSU, благодаря их хорошей и крепкой конструкции В ВОЙНЕ отлично сохранились». В оригинальном тексте слова «в войне» были написаны именно так – заглавными буквами.
Когда мы сегодня говорим о плохом состоянии болгарских дорог, неплохо посмотреть и старую автомобильную рекламу, отмечавшую то же самое. Упомянутые выше «Джебаров & Коцев», акцентируют внимание потенциального покупателя на том, что автомобили Peugeot «с самой крепкой конструкцией пригодны для наших дорог», a Overland «приспособлены специально для наших балканских дорог».
После 1922 года промышленник Стоян Анастасов активно развивал предприятие «Первое болгарское акционерное общество по производству вагонов и машин» в Софии, которое сперва ремонтировало по заказу Болгарских железных дорог старые вагоны, но позже запустило и собственное производство товарных вагонов.
Для этого Анастасов построил в Подуяне фабрику железных конструкций «Независимая Болгария» и деревообрабатывающий завод. Основная часть акций предприятия принадлежала австрийским фирмам и, вероятно, большая часть вагонов производилась на экспорт. В конце 1937 года акционеры решили, что фирма должна прекратить производство, но до нас дошла ее реклама. В те годы реклама четко отделялась от текста издания – она публиковалась в черно-белом или цветном блоке, окруженном различными рамками.
Больше всего в технических журналах и книгах рекламировалось радиоприемников, и это неудивительно, поскольку во второй половине 30-х годов радио в Болгарии стало вторым по охвату средством массовой информации после газет. В 1939 году супергетеродинный приемник стоил около 3000 левов, т.е. примерно среднемесячную зарплату.
Броская реклама, иногда с патриотическими текстами, призывала клиентов покупать «родные аппараты», известные болгарские марки продавались по более выгодным ценам, чем импортные.
Иногда в одной книге присутствовали несколько текстовых реклам в однотипных блоках, где были указаны только предприятие и его сфера деятельности. Примером является реклама, из которой мы узнаем, что с 1925 года в Софии существовал производитель радиотехники «Электрон» — тезка и сверстник бургасского «Электрона» Светозара Пренерова (основан в 1925 году, а с 1927 назывался радиофабрикой «Тулан»). Это два самых старых производителя радиотехники в Болгарии.
Софийский «Электрон» был создан одной из известных личностей в истории болгарского радио – Георгием Вылковым и его братом Борисом, но реклама 1934 года сегодня является единственным свидетельством того, что производство было поставлено на широкую ногу. В 1938 году «Электрон» слился с фирмой импортера радиодеталей Николая Джебарова.
В 1935 году вышла книжка известного инженера-электрика Владимира Харизанова «Малое руководство по электро- и радиотехнике». Над предисловием призыв: «Через радио – к национальному объединению!».
Идея была в том, что радио и телевидение помогут если не политическому, то духовному освобождению оторванных от Царства болгар Македонии и Западных окраин. Слушая свою родную речь, они будут в курсе всего актуального в Болгарии, и не потеряют связь с ее культурой.
Радиоприемники марки «Телевизия» имели примечательную патриотическую рекламу. Она призывала клиентов покупать именно их, потому что они не только качественные и дешевые, но и сделаны в Болгарии.
Подобно рекламе импортных аппаратов, в которых текст акцентировал на возможности слушать множество иностранных станций («С Телефункен Вы слышите весь мир», «С Телефункен – по всему свету»), эмблема болгарской радиофабрики «Тулан» – Бургас изображала земной шар, охваченный стилизованными лентами.
Патриотические мотивы были и в рекламе производителя электрических ламп БЕЛФА («Българска електрическа лампена фабрика»), основанной в 1933 году в Сливене. На пике производства с фабрики выходили от 1800 до 2000 ламп ежедневно. По качеству сливенские лампы не уступали импортным, продаваясь по намного более низкой цене. В этой рекламе БЕЛФА — мотив предпочтения дешевого и качественного болгарского перед чрезмерно дорогим иностранным. А также обращение к патриотическим чувствам — «БЕЛФА – значит экономия для Вашего кармана и болгарское народное хозяйство».
Одна из известных фирм – импортеров в Болгарию радиодеталей и материалов – «Радио Електрик» Альберта Бехара – также производила и продавала радиоприемники и граммофоны. В каталоге деталей имелись указания по самостоятельному обслуживанию радио или граммофона, а девиз на третьей странице гласил: «Купите у нас и выиграйте разницу!» — относительно цен конкурентов, разумеется.
Реклама «Радио Електрик» и «Клингзор Екстра» – двух марок, под которыми Бехар продавал свои пружинные и электрические граммофоны, является одной из немногих, представляющих собой цветную картинку – бабушка и внук сидят в комнате и слушают граммофон «Радио Електрик».
Красивой была реклама граммофонных пластинок фирмы «Балкан», основанной в 1931 году как «Лифа рекорд» и принадлежавшей певцу Альберту Пинкасу. Бумажный конверт пластинки украшен зимней картиной спящего горного села, а единственное живое существо в пейзаже –орел, расправивший крылья и держащий в клюве пластинку. Орел, вероятно, олицетворял мощь и силу культуры, которая может проникнуть в самые укромные уголки. Другой вопрос, насколько это соответствовало истине в ситуации, когда многие села вообще не были электрифицированы, не говоря уже о наличии граммофонов.
Электротехническое бюро «Едисон» было известным производителем электрических кухонных плит, утюгов и т.д. Фирма позиционировала себя как производителя самого современного кухонного оборудования – слово «модерен» (современный) встречается два раза в одном предложении. Две рекламы были опубликованы в выходившем в 1936-1937 годах специализированном журнале СПЕДА – «Журнал для пропаганды электрических домашних аппаратов».
Крупнейшим производителем спортивных принадлежностей в Царстве Болгария был Марко Костурков, основавший свою фирму «ЕМ-КА» в 1907 году и постепенно заслуживший репутацию самого лучшего фабриканта лыж, футбольных и волейбольных мячей, горных рюкзаков, обуви и экипировки для различных видов спорта и многого другого. Дворец и известные личности покупали спортивные товары от Костуркова, а футбольные матчи в Болгарии играли только его мячами.
Нет, в 1904 году, утверждают в Национальном политехническом музее.
Но и до этого в Болгарии были автомобили, хотя и с паровыми двигателями. Первый из них, марки „De Dion Bouton“, привез чех Август Шедеви в 1896 г. Он имел деревянные колеса и шины из плотного материала. Вообще был довольно примитивным, но все таки — автомобиль. Правда, еле проехав Лъвов мост, замер и больше не хотел заводится, но это не помешало ему остаться в истории.
Спасибо! Очень интересно. А где можно прочесть об этом подробнее?