Праздник огненных танцев
21 мая в Болгарии отмечают день равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета.
Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии, и его мать — благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе — одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии.
В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего.
В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии. И особенно у нестинар (или нестинаров).
Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальный забой ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы.
Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь, целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверье, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить.
Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку гайды (волынки) и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро.
Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить, приплясывая, по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменования, каким будет урожай или кому что случится. Считается, что они устанавливают и связь с умершими.
Нестинарство (от греческого „естия” — очаг), как ритуал, скорее всего, берет начало с древних мистерий, распространенных когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда — выпросить у высших сил богатый урожай, здоровья и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Обычно нестинарство, как умение, передается от матери к дочери и от отца к сыну.
Феномен нестинаров изучался многими учеными, но пока никто не смог достоверно объяснить, почему на босых ногах танцующих не остается ожогов или почему не горит их одежда. Конечно, в наши дни древняя традиция подверглась влиянию коммерции, поэтому танцы на углях нередко устраиваются специально для туристов. И все же если постараться, можно стать свидетелем настоящего обряда, который уходит своими корнями в глубину веков.
Фото: Димитр Табакофф