Юнак могучий, годами юный, но с сердцем мужа.
10 мая 1840 года родился Димитр Николов Асенов, более известный как Хаджи Димитр, один из самых выдающихся болгарских повстанческих воевод. Погиб в возрасте 28 лет после тяжелого боя его четы с османскими войсками. Именно ему посвящены знаменитые слова Христо Ботева: «Тоз, който падне в бой за свобода, той не умира, вечно живее!» — «Тот, кто пал в бою за свободу, то не умирает, живет вечно!»
Димитр родился в Сливене в семье торговцев Николы и Маринки Асеновых. Когда ему было два года, семья совершила паломничество в Иерусалим. Отсюда его прозвище – Хаджи.
В 1860 (по другим данным в 1862) году Хаджи Димитр будучи причастен к убийству местного османского судьи, был вынужден скрываться в горах, где начался гайдукский период его деятельности.
Весной 1864 он вошел в чету Стояна-воеводы из Сливена как знаменосец. Чета в составе 12 человек планировала убить греческого архиепископа. Прежде чем войти в Тырново, чета распалась, и четники отделились от воеводы. Командование принял Хаджи Димитр, который повел чету к Сливенскому Балкану.
Летом 1864 Хаджи Димитр переехал в Румынию, где включился в активную борьбу против турок, вступил в болгарскую революционную организацию, созданную Георгием Раковским с целью национального восстания и формирования отрядов, отправки их в Болгарию для проведения боевых действий против османов.
21 мая 1865 г. в доме Георгия Раковского сформировалась чета, в которую вошли и Хаджи Димитр и Стефан Караджа. 13 июня 1865 года отряд переправился через Дунай и отправился к Котленскому Балкану. Действовала в районе знаменитого места сбора хайдутинов — Агликиной поляны.
Весной 1866 года из Румынии в Болгарию перешла чета из 20 человек под руководством трех воевод: Желью-воеводы, Хаджи Димитра и Стефана Караджи. Дойдя до Сливенского Балкана , отряд разделился на три. Они действовали до осени, когда снова соединились и вернулись в Румынию, где Хаджи Димитр был избран в «Тайный центральный болгарский комитет».
Весной 1868 года в Румынии был сформирован новый отряд Хаджи Димитра и Стефана Караджи численностью 125 бойцов. 5 июля чета переправилась через Дунай. Вскоре произошло первое сражение с турками, которые понесли тяжелые потери. Оторвавшись от преследователей отряд после ночного марша достиг местности Карапанова кория недалеко от села Горна Липница. Здесь 7 июля состоялся второй бой, в ходе которого повстанцы вновь нанесли противнику серьезный урон, потеряв при этом одного человека убитым и двоих ранеными. 8 июля произошел бой у села Вишовград, в местности Дылгидол (Сегодня там сооружен памятник).
9 июля в нескольких километрах на юго-восток от Дылгидол в кровопролитном бою чета была разбита. Стефан Караджа был ранен и попал в плен. Уцелевшие 58 бойцов под командованием Хаджи Димитра продолжили путь к Балканам. Сегодня в местности Канлыдере, что означает по-турецки «Кровавая река», установлен памятник и чешма в память погибших четников. Ежегодно 21 июля (9 июля по старому стилю) местные жители проводят чествование памяти погибших.
18 июля 1868 г. на вершине Бузлуджа (дн. Хаджи Димитър) состоялось последнее сражение четы. Некоторые историки считают, что в том бою был Убит и Хаджи Димитр. После Освобождения кости погибших четников, в том числе и предположительно воеводы были перенесены с Бузлуджи и временно помещены в ковчеги в церкви Св. Архангела Михаила в городе Крын, Казанлыкского района.
Однако, по свидетельству очевидца Христо Македонского, Хаджи Димитр был убит на Бузлудже: «Хаджи с револьвером в руке защищался, но пал убитый».
О конце Хаджи Димитра в Константинопольской газете «Сurier d’Orient» от 18.07.1868 г. было написано: «Обе стороны вели бой с жестоким упорством. Борьба продолжалась чуть меньше пяти часов…Хаджи Димитр тяжело ранен, еще немного и он попал бы в руки турецких солдат. Но, вооруженный револьвером, он боролся до последней минуты с энергией достойной другого, лучшего времени. В конце концов и он пал. Его сабля, револьвер, бинокль и много писем были отправлены Мтхад-паше в Рущук…»
Другим важным источником, согласно которому воевода пал именно на Бузлудже является книга «Четы в Болгарии» Захария Стоянова. «После избиения четы 17 отрезанных голов были принесены в Тырново. В числе их последней была голова Хаджи, вместе с его одеждой и оружием». Стоянов был одним из главных защитников бузлуджанской версии, отвергая все остальные гипотезы.
Однако, некоторые исследователи считают, что Хаджи Димитр был тяжело ранен на Бузлудже и вынесен из боя тремя четниками. За трое суток они перенесли его на гору Кадрафил недалеко от нынешнего села Свежен. Там воевода скончался от ран 29 июля (10 августа) 1868 года. Там же он и был похоронен.
Двенадцать лет спустя, в ноябре 1880 года кости были торжественно перезахоронены во дворе церкви Святых Петра и Павла в селе Аджар (Свежен) пловдивским епископом Гервасием Левкийским (позже – сливенским митрополитом). Несколько позже по просьбе матери Хаджи Димитра его кости были перезахоронены в церкви в квартале Клуцохор в Сливене. В 1970 г. в связи с общей реконструкцией дома-музея «Хаджи Димитър» и восстановлением разрушенных зданий, кости были переданы в Окружной исторический музей в Сливене. В 2016 году «Журнал 8» организовал антропологическое исследование костей, хранящихся в музее, опубликовав несколько статей. Ученые, проводившие исследования пришли к окончательному выводу, что кости, хранящиеся в музее, не принадлежат Хаджи Димитру.
Одно время считалось, что в Средна гора возможно был похоронен брат Хаджи – Тодор Хаджиниколов Асенов, который также состоял в отряде. Однако, это не отвечает действительности, поскольку Тодор Асенов погиб в бою при Дебел дял, Габровского района.
Именем Хаджи Димитра названы несколько населенных пунктов в Болгарии, множество улиц и горный пик в Антарктиде.
Христо Ботев. «Хаджи Димитр» перевод с болгарского: Александр Борисов
Жив ещё, жив он! На горных кручах,
Орлы где в небе высоком кружат,
Лежит в крови весь юнак могучий,
Годами юный, но с сердцем мужа.
Разбита пулей его винтовка,
Сломалась сабля в бою тяжёлом.
Глава клонится на грудь неловко,
Проклятья шепчут уста сурово.
Проходит с песней своей жетварка,
Поёт печально о женской доле.
И солнце светит на небе жарко,
И кровь из раны течёт всё боле.
Настала жатва! Пойте, рабыни,
Уныло песню. И грей ты, солнце,
Ночную землю. И да поминут
Героя люди. Но тихо – сердце!
За Честь погибнув и за Свободу,
В неравной схватке не умирают.
Земля и небо, зверь и природа
В народе песни ему слагают.
Тень ему держит крылом орлица,
И осторожно волк рану лижет.
И ясный сокол, юнака птица,
Как брат над братом круги всё нижет.
Настанет вечер и месяц светит,
От звёзд в вершине небесной тесно,
И на Балканах повеет ветер,
Раздольно льются хайдуков песни!
И самодивы в одеждах белых,
С чудесной песней в цветных нарядах,
Средь трав высоких зелёных, спелых,
У изголовья тихонько сядут.
Одна на раны траву положит,
Другая плещет водой студёной,
Целует третья на брачном ложе.
Он их коханый, он их влюблённый!
Скажи, сестрица, где друг Караджа?
Моя дружина скажи мне, где?
Пока дышу я – душа отважна,
На освящённой родной земле!
Взмахнут руками, его обнимут,
Когда вернутся сюда однажды?
Летят и кличут, рассветы минут,
И ищут душу они Караджи.
Заря восходит! И на Балканы
Юнак приходит. Вновь кровь стекает.
И волки лижут героев раны.
А солнце в небе печёт – играет!