Грязные (Мръсни) дни и немного кукеров
С 25 декабря – праздника Коледа (Рождество) начинаются так называемые «грязные (мръсни)» дни. Их также называют «Мръснаци», «Погани», «Некръстени», «Караконджови» или «Вампирови» дни, «Мръсни вечери». Они длятся 12 дней до праздника Богоявления (Йордановден – 6 января), когда, как считается, вода освящается, мир «очищается» и снова восстанавливается порядок. Это время перехода от старого года к новому считается опасным. Дни короткие, а ночи длинные, солнце, только что рожденное еще слабо и силы мрака берут верх. В народных представлениях Богородица – «лехуса» (роженица), а младенец Иисус еще не крещен и демонические существа пытаются его похитить и унести в потусторонний мир. В то же время «чистое» время поста закончилось и люди «блажат и се мръсят», то есть едят животную пищу, считающуюся ритуально нечистой. Именно тогда граница между мирами открывается и через нее в наш мир вторгаются потусторонние создания: караконджулы , поганцы, вампиры, волки-оборотни и таласымы (невидимые злые духи, обитающие в мостах, чешмах и заброшенных домах), а иногда и самодивы, которые пакостят людям и угрожают захватить наш мир.
Поэтому в «грязные дни» люди должны быть очень внимательными и соблюдать ряд запретов: не выходить на улицу в темное время, не мыться и не стирать (потому что вода еще «некрещена»), не работать с шерстью, чтобы волки не напали на стада. Не выбрасывать пепел из очага, потому что он привлекает караконджулей и от него их число увеличивается. Не играют свадьбы, не проводят обряд крещения. Супругам не рекомендуется заниматься сексом, поскольку зачатые в эти дни дети могут быть отмечены серьезным недугом или родиться с какими-то дефектами. Дети, рожденные в эти дни, также находятся под угрозой – по поверью такая девушка рискует быть полюбленной и похищенной змеем (драконом), а юноша – змеицей (драконихой). Чтобы избежать этого, проводят специальный обряд, при помощи которого таких детей «лечат»: три женщины должны подняться на чердак, сесть вокруг печной трубы и за одну ночь спрясть шерстяную пряжу, соткать полотно и сшить рубашку, в которую одеть младенца.
Этнограф Димитр Маринов цитирует песню их Этропольского региона, которая описывает какие опасности поджидают девушку, рожденную в «грязные дни», если ритуал не будет выполнен.
Казват ми, мале, думат ми,
Че си ме родила на Васил,
На Васил, мале на Бъдни вечер,
па не си ми, мале, ушила,
ушила, мале, ризата.
Та затова ме, мале, днес любят
четиредесет змейове
Говорят мне, мамочка, говорят мне,
Что ты меня родила на Васильовден,
На Васильовден, мамочка, на Бъдни вечер*,
Но не сшила ты мне, мамочка,
Не сшила, мамочка, рубашку.
Поэтому меня, мамочка, сегодня любят
Сорок драконов.
*Имеется в виду – в период между Бъдни вечер (24 декабря) и Васильовден (1 января)
Время «грязных дней», однако не только опасно и страшно, но также весело и празднично. Во многих местах по всей Болгарии устраивают традиционные маскарадные игры, широко известные, как кукерские. В сущности, «кукеры» — одно из многих названий персонажей этих игр. В разных частях страны они известны и как «кукове», «старци», «джамали», «сурваскари», «ликове», «песяци», «бабугери», «станченари», «русалии», «дервиши». Различен и их облик – одни одеты сверху донизу в шкуры животных или нарезанные лентами тряпки, другие носят странные комбинации из мужской и женской одежды или раздеты до пояса.
Третьи – с начерненными лицами в тулупах, вывернутых наизнанку. Кроме разнообразных масок из шкур животных, рогов, красных носов и страшных зубов, они носят и высокие сложные конструкции, украшенные птичьими головками и перьями (например в регионе Перника) или пестрые конусовидные колпаки, иногда с прикрепленной наверху куклой в костюме невесты (регион Карлово), или причудливые уборы изготовленные с исключительным мастерством из ярких тканей, монист, блесток и зеркал (Ямбольский регион).
Различны и персонажи, участвующие в маскарадных группах: кукерский царь и кукерская бабка, невеста и жених, священник, лекарь и медсестра, солдаты, медведи, кони, ослы, цыгане… В общем, кого там только нет. Часто разыгрываются пахота и посевная, свадьба или рождение ребенка. Кукеры стараются вовлечь в представление прохожих, особенно женщин.
Региональные варианты ритуала очень разнообразны. Так, например в некоторых селах Восточной Болгарии с ряженными ходит особенный персонаж, называемый «брезая» («бръзая»), камила или джамал – фантастическое животное, изображаемое двумя ряжеными мужчинами, держащимися друг за друга. Ряженые разыгрывают смерть и оживление мифического существа как символ старого года, который умирает, чтобы родился новый и природы, которая символически умирает зимой, чтобы возродится весной.
В Петричском регионе ходят так называемые «русалии» или «чауши», которые вооружены и напоминают военные подразделения со своей строгой организацией и дисциплиной. Одетые в белые фустанели (юбочки) они носят знамя с крестом и разыгрывают специфические обрядовые танцы, напоминающие сражение.
Общим для всех, однако, является требование (в последнее время соблюдаемое все реже), чтобы кукерами были только мужчины, причем в предбрачном возрасте. Общими являются и колокольчики различных видов, прикрепленные к одежде и посохам ряженных, которыми те звенят, гремят и бренчат в особенном ритме. Общее ощущение, что кукеры – не совсем обычные люди. Они играют и танцуют где-то на границе между мирами людей и животных, мужчин и женщин, живых и мертвых, людей и демонов. Распространено мнение, что кукеры прогоняют злых духов и зиму. Это верно, но этим не исчерпывается смысл ритуала. Кукеры ходят в течение «грязных» дней (преимущественно в Западной Болгарии или в начале Великденского (Пасхального) поста до праздника Сирни Заговезни (в Восточной) в периоды перехода, когда, как считается, космический порядок под угрозой и будущее людей – не ясно. Своей пугающей внешностью и необычным поведением они олицетворяют хаос и зло и одновременно отталкивают их, помогая миру восстановить обычный ход вещей, стимулируют плодородие растений, животных и людей.
Участие в кукерских играх является также ритуалом посвящения, обозначающим превращение юноши в мужчину, который может жениться, стать отцом и главой семьи. Символические действия с брачно-эротическим подтекстом, переодевание в женскую одежду, грубые шутки и сквернословие являются частью подготовки молодого человека к предстоящей женитьбе. Наряду с «серьезными» аспектами ритуала, маскарадные игры являются и радостным праздником, полным смеха, веселья, развлечений. Он позволяет участникам и зрителям ненадолго выйти из повседневного ритма и отвлечься от обычных забот.
В наши дни маскарадные игры уже часто не несут того символического смысла и все больше превращаются в аттракцион для туристов или своеобразное хобби. Фестивали в Пернике, Карлово, Ямболе, Широка лыке и других городах собирают маскарадные группы из разных концов Болгарии, а иногда и из-за границы, и привлекают многочисленных зрителей. Наряду с этим, однако, в десятках болгарских сел и городков эти игры все еще существуют в своей естественной среде. Без специальной организации, без сцены и жюри люди собираются, готовят костюмы и исполняют ритуалы почти так же, как это делали их отцы, деды и прадеды.
В регионе Перника сохранилась традиция праздновать Сурву (Новый год) не только 1 января, но и по старому стилю – тринадцатью днями позже. Тогда проводят характерные местные маскарадные игры, известные как Сурва (Сурова или Сирова), а самих участников называют сурваскаре. В наши дни в обрядах принимают участие не только молодые холостяки, но и взрослые женатые мужчины, дети и даже женщины и девушки. Кукерские дружины многочисленны, их возглавляют билюкбашии, одетые как военные, с саблями и свистками, задающие ритм шествию. Кукеры часто разыгрывают сценки «на злобу дня». Так, например, в свое время, в Банско кукеры откликнулись на проходившие в этом городе съемки американского фильма «Неудержимые-2» .
Накануне праздника сурваскары собираются с зажженными факелами в центре селения, устраивают большой костер и танцуют вокруг него. На другой день в сопровождении музыкантов обходят дома, благословляя хозяев и желая им здоровья и плодородия. Этот древний народный праздник признан «Живым человеческим сокровищем Болгарии», а в декабре 2015 года был включен в представительный список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»
Если вы заинтересовались кукерами, то в фейсбучных группах Сурва, Сурва-Перник, КУКЕР и КУКЕРИ можно найти огромное количество соответствующих фото и видео.
Кстати, болгарских кукеров (причем именно кукеров из Пиринской Македонии) можно увидеть в этом клипе Линдеманна. А поскольку там (в клипе) есть еще и голые девушки, то… 18+ 😉