Централна гара София (Центральный железнодорожный вокзал)
1 августа исполняется 133 года со дня официального открытия Центрального железнодорожного вокзала в Софии. Здание, построенное в конце XIX века по проекту Aнтoнина Koлapа, Бoгдaна Πpoшeĸа и Toдopа Mapĸoва, было полностью разрушено в апреле 1974 года. На его месте построено новое, по проекту архитектора Mилĸo Бeчeва (открыто 6 сентября 1974 года). Сегодня мы немного расскажем вам о том, первом здании, бывшем в свое время одним из украшений болгарской столицы.
После Освобождения Австро-Венгрия, Сербия, Болгария и Турция договорились построить трансбалканскую железнодорожную линию Вена-Константинополь. Переговоры между заинтересованными странами начались в 1881 году и продолжались до мая 1883, когда в Вене была подписана Четырехсторонняя конвенция. Болгария по этому договору обязалась построить отрезок Цapибpoд-Coфия–Baĸapeл.
Heпосредственно после этого в Hapoднoе собрание Княжества Болгария был внесен законопроект о строительстве железнодорожной линии Цapибpoд-Coфия–Baĸapeл. Для реализации проекта предприниматель Ивaн Гpoзeв создал болгарское акционерное общество, получившее кредит от Болгарского народного банка.
По конвенции железнодорожная линия должна была быть введена в эксплуатацию в конце 1886 года, но из-за событий, связанных с Объединением Княжества Болгария и Восточной Румелии, а также Сербско-болгарской войны, строительство закончили только в 1888. 7 июня болгарский участок соединился с сербским, а 1 августа линия была введена в международную эксплуатацию.
Открытие болгарского участка для международных сообщений и одновременно – освящение здания вокзала состоялось 1 августа 1888 года, когда в обед на станцию прибыл первый поезд из Лондона и Парижа (легендарный «Ориент-экспресс»), отправившийся следующим утром в Константинополь через Пловдив и Одрин (Эдирне).
В то время софийский вокзал был самым внушительным не только в Болгарии, но и на всем Балканском полуострове. Он был построен в километре от въезда в город, севернее Ломского шоссе по проекту архитекторов Колара, Прошека и Маринова при участии итальянских специалистов. Строительство продолжалось с 1882 до 1888 года. Здание было одноэтажным, длиной 96 и шириной 12 метров.
В восточном и западном крыльях здание имело второй этаж, а в центре вестибюля находилась высокая арка, соединённая с часовой башней, обращенной к горе Витоша. В этой башне находились помещения канцелярии и других служб.
Для пассажиров имелось три зала ожидания: первого класса с диванами, обитыми красным бархатом, второго класса – с зелеными бархатными диванами и третьего – с деревянными скамейками. В подвале находилась баня для персонала.
Во архитектуре и внешней отделке здания явно прослеживались мотивы Итальянского Возрождения.
Здание освещалось газовыми фонарями. У главного выхода на перрон, под часами висел большой колокол (позже его заменили на меньший по размерам). Первый удар колокола означал продажу билетов, второй – прощание пассажиров и провожающих и посадку в вагоны, третий – отправление проезда. Перед зданием вокзала находился красивый бронзовый фонтан, около которого извозчики ожидали своих клиентов.
Первым начальником вокзала был назначен Йocиф Kapaпиpoв, работавший еще на железной дороге барона Хирша. Через 6 лет он передал управление вокзалом Георгу Унтенбергу.
Вокзал был построен с расчетом на обслуживание 100-150-тысячного население столицы с технологически правильным распределением служб и передовой для своего времени организацией путевого хозяйства. Первоначально оно включало несколько путей для приема и отправления поездов, несколько маневровых веток, ветку для грузовых составов, ветку к локомотивному депо, мастерскую. Локомотивы работали на дровах. Через вокзал дважды в неделю проходили известные международные поезда «Симплон — Ориент-экспресс» и «Директ — Ориент-экспресс».
В 1948 году была пущена первая очередь станции Подуяне-сортировочная, что позволило разделить между станциями пассажирский и грузовой поток. Именно тогда старая станция получила имя Центральная. А в 1974 году, как мы уже сказали, старое здание вокзала было снесено.
По материалам. Заглавное фото — с сайта https://www.lostbulgaria.com/ . Остальные изображения взяты с сайта https://www.lostbulgaria.com/ и сайта «Старая София»