Быстролёт
В 1902 году один скромный поручик испытал около Силистры сконструированный им летательный аппарат и это произошло за год до первого полета братьев Райт. Но, как и в других случаях из-за вялого и незаинтересованного чиновничества имя болгарина не было вписано в историю в качестве создателя первого летательного аппарата тяжелее воздуха. А звали его Харалампи Джамджиев.
Некоторые считают Харалампи Джамджиева основоположником болгарской авиационной науки, первым болгарским авиаконструктором (хотя официально этот титул принадлежит Асену Йорданову, о котором я уже рассказывал). Утверждают, что он изобрел летающую машину еще в 1895 году.
Харалампи Джамджиев родился в 1875 году в Тырново. Он был внуком Велчо Атанасова – Джамджияты, организатора исторической Велчовой заверы – попытки восстания болгар против турецкой власти в Тырново и Силистре в 1835 году.
В сентябре 1893 года Харалампи поступил в Военное училище в Софии и окончил его в 1895 году. Был произведен в поручики и назначен в 18 пехотный полк, расквартированный в Тырново. Позже был переведен в Русе, а в 1900 году – в 8 пионерную дружину в Стара-Загора, где служил до 1904 года, когда оставил военную службу.
Харалампи с ранних лет был «на ты» с техникой. В начале ХХ века Европа все еще скептически смотрела в небо, а он использовал все свое свободное время и все свои средства для конструирования летательных аппаратов.
В марте 1902 года он успешно испытал орнитоптер с размахом крыльев 1,05 м и длиной 1,25 м. Аппарат имел эллиптические крылья, приводившиеся в движение мощной спиральной пружиной. Во время эксперимента «Птица» Джамджиева достигла высоты 22 м и дальности полета около 200 м. В конструкции была использована наклонная деревянная платформа и трехопорное шасси велосипедного типа. 8 марта 1902 года орнитоптер разбился около румынского села Есекьой.
Опасаясь, что кто-нибудь украдет его изобретение, Джамджиев отправился в Париж, чтобы запатентовать свою конструкцию. В 1903 году Джамджиев пришел к выводу, что будущее авиации – за аппаратами с неподвижными крыльями.
Изобретатель начал популяризировать свои идеи о полётах, путешествуя по всей Болгарии, выступая с лекциями и печатая рефераты. Потратив последние деньги из приданого своей жены, Джамджиев начал работать на мельнице своего тестя, параллельно финансируя свои новые экспериментальные модели, но уже с неподвижными крыльями. В одном из этих аппаратов он использовал немецкий бензиновый двигатель.
К сожалению, в 1906 году мельница сгорела. Вместе с ней в огне погибла вся документация по проекту строительства нового моноплана, а также все материалы для его изготовления. Джамджиев, понес огромный финансовый ущерб, но не отчаялся. Он добился новых займов, оборудовал две новые современные мельницы и продолжил свои опыты.
6 февраля 1911 года во Франции он получил патент на летательный аппарат под названием «Новая система аэроплана». Именно в этом аппарате впервые был предусмотрен прообраз современного автопилота.
Предприимчивый болгарин готовился к участию во всемирном воздухоплавательном конкурсе, но производство аппарата стоило дорого и его никто не поддержал. Затем еще один пожар уничтожил все имущество семьи и весь архив изобретателя.
Несмотря на то, что судьба постоянно ставила ему подножку, Джамджиев не отчаялся и 3 февраля 1921 года запатентовал в Праге свой новый самолет, названный «Бързолет».
Бързолет – это болгарское название стрижа. Стрижи – мелкие птицы, внешне напоминающие ласточек, но меньшего размера. Длина их тела около 20 см, размах крыльев достигает 50 см, а вес до 100 гр. Их характерная особенность — длинные, серповидно изогнутые крылья. Окраска — темная, одноцветная. У стрижей одна из самых высоких среди птиц скорость горизонтального полета. Она может иногда даже превышать 180 км/ч.
Название самолета можно перевести на русский и как «Быстролёт» и как «Стриж».
Родоначальник болгарской авиации умер 13 марта 1961 года. Его идеи внесли большой вклад в развитие аэромеханики, а многие конструктивные решения были реализованы только в 70-е годы прошлого века – настолько они опередили свое время. Но, несмотря на это, талантливый болгарин до сих пор не получил должного признания, хотя его именем названа улица в Силистре.