Битва при Онгале
победа, положившая начало Дунайской Болгарии
Политическая самостоятельность Старой Великой Болгарии, подобно другим номадским государственным образованиям, продолжалась недолго. Объединенные ханом Кубратом болгарские племена разделились вскоре после его смерти, наступившей около 660 года. Одна часть из них под предводительством его третьего сына хана Аспаруха направилась к границам Восточной Римской империи, поселившись в непосредственной близости от них.
Путь, проделанный болгарами, как и место, где они остановились, наиболее точно описаны византийскими хронистами Теофаном Исповедником и патриархом Никифором (оба писали в IX веке, используя один и тот же источник «Велик хронограф», поэтому в их повествованиях нет значительных расхождений). Конкретно они пишут:
«В конце концов, третий из них, называемый Аспарух, перейдя Днепр и Днестр, реки расположенные севернее Дуная, и взяв Оглос, поселился между ним и этими реками, поскольку заметил, что место это защищено и его трудно взять с любой стороны, местность перед ним болотистая, а с других сторон оно ограждено, как венцом, реками».
Это не слишком конкретное описание и отсутствие других сведений о местоположении так называемого Онгала (Онгъл) привело к появлению множества предположений и гипотез, локализирующих это место в различных концах страны. Хотя и не подтверждаемые солидными аргументами, почерпнутыми из древних хроник, некоторые из этих утверждений закрепились в болгарской историографии до такой степени, что начинают восприниматься не критично, как истинные. Хотя цель этой статьи — описание одной битвы, сыгравшей решающую роль в судьбе Болгарии, в ней нельзя не представить основные теории о местоположении описываемой области. Для облегчения чтения обозначим эти теории, как теория 1, теория 2 и теория 3.
Теория 1: По мнению группы исследователей, Онгал находится на территории, заключенной между реками Серет, Прут и Дунай или точнее, в расположенном там Галицком укрепленном лагере. Чтобы подкрепить свое утверждение они подвергают топографическому анализу информацию, полученную от Теофана Исповедника и Патриарха Никифора, а также археологические находки, обнаруженные в этом районе и доказывающие, что он был населен болгарами.
Теория 2: Ученые, которые ее поддерживают, так же, как и остальные, опираются в основном на сведения, полученные от византийских хронистов. Однако, анализируя их, они приходят к другим выводам. По их мнению, Онгал тождественен «большому земляному укреплению около города Исакча, которое ограждает (в виде круга) большое пространство вокруг села Никулицел». Это укрепление известно как Никулицельский укреплённый лагерь. Кроме информации из нарративных источников, в поддержку своего утверждения приводят данные, полученные из археологических исследований Карела Шкорпила.
Теория 3 была выдвинута Василом Златарским и, так же как теория 2, связывает Онгал с районом села Никулицел. Однако, между двумя теориями существует значительное расхождение. В отличие от других, теория 3 использует дополнительный источник — Армянскую географию. В той ее части, что нас интересует, говорится:
«В Тракии есть две горы и реки, из которых одна — Дунай, разделяющаяся на шесть рукавов, образуя озеро и остров, называемый Пюки. На этом острове живет Аспар-хрук, сын Хубраата, который бежал от хазар к Балканским горам и прогнал аваров на запад. Он поселился на этом месте»
Используя эти сведения, В.Златарский выдвигает предположение, что болгары поселились на острове Певки (Пюки), который тогда находился в дельте Дуная, но сегодня не существует из-за исчезновения самого южного рукава реки.
Трудно представить, что все болгары, приведенные Аспарухом, поселились в Онгале. Вероятно, область так хорошо защищенная природой и дополнительными земляными укреплениями, превратилась в место, где находилась резиденция хана, но, несмотря на это, большая часть народа все еще населяла земли Южной Бессарабии.
Первоначально Аспаруховы болгары не осуществляли опустошительных набегов в направлении византийских владений, находившихся к югу от Дуная. Это отсутствие враждебных действий заставляет Васила Златарского предположить, что между Аспарухом и императором Константом II были установлены мирные отношения, согласно которым, хан принял на себя обязанности федерата империи, а за это ему было позволено поселиться в этих землях. Эта теория звучала правдоподобно, но была опровергнута под напором объективных фактов. Византия давно потеряла контроль над этими территориями, в которых свободно распространялись различные «варварские» племена.
Поселившись в своих новых землях, болгары должны были противостоять наступавшим на них с тыла хазарам. Вероятно, в этом причина того, что они не отправились моментально за добычей в богатые византийские земли. В то же время, Византия вступила в один из самых трудных периодов своего существования. Арабское вторжение в Малую Азию достигло своего пика. Халифат один за другим овладевал важными городами и крепостями, принадлежавшими византийцам. Так продолжалось до 674 года, когда Константинополь был осажден ими с моря и суши. Империя должна была бороться за свое существование под не утихающими арабскими атаками целых 4 года. Вероятно, именно в это время активизируются Аспаруховы болгары, которые форсируют Дунай, войдя на территорию современной Добруджи, но они ищут там не только добычу. Как мы видим в последующие годы, их желание — поселиться в этих землях.
Соотношение сил резко поменялось в 678 году, когда арабская армия была разбита. Халифат был вынужден отступить, заключив мирный договор с Византией, по которому, кроме всего прочего, был вынужден платить ей ежегодную дань. Эффект от ромейской победы был настолько сильным, что заставил аваров, как и некоторые из славянских племен также искать мира с империей. Византия вновь превратилась в гегемона. Теофан Исповедник пишет о положении, в котором она находилась: «И наступил безоблачный мир как на Востоке, так и на Западе».
Состояние Восточной Римской империи было уже таким, что она могла смело смотреть в сторону своей северной границы, где хозяевами были болгары. Хотя они все еще спускались к югу от Дуная только за добычей, опасность с их стороны воспринималась как серьезная. Теофан Исповедник описывает решение Константина IV наступать против них следующим образом:
«А императорът Константин, като се научил, че мръсен и нечист народ се е настанил неочаквано отвъд Дунава в Оглоса и че напада и опустошава близките до Дунава земи, т. е. сега владяната от тях страна, тогава владяна от християните, много се огорчил и заповядал всички отряди да преминат в Тракия»
«А император Константин, узнав, что грязный и нечистый народ обосновался неожиданно перед Дунаем в Оглосе и нападает и опустошает близлежащие к Дунаю земли, сейчас он владеет страной, которой владели христиане, очень огорчился и приказал всем отрядам перейти в Тракию »
Из этой цитаты ясно видны намерения басилевса, а именно прогнать раз и навсегда болгар подальше от своих земель. Для этого он не только отправил против них большую армию, но и лично возглавил ее. Конница, как и император со свитой, были погружены на корабли, доставившие их в дельту Дуная. Пехота в свою очередь двигалась по суше, вероятно по известному черноморскому пути: Константинополь – Деркос – Ахтополь – Созополь – Анхиало – Бизоне – Томис ( Константиния) – Истрия – Дунайская дельта.
Прибытие большого византийского войска вынудило болгар отступить в свою укрепленную область Онгал. Константин IV Погонат быстро дошел до нее, но этим его активность ограничилась. В продолжение 3-4 дней он не предпринимает никаких действий, а затем неожиданно вместе с приближенными на пяти кораблях покидает поле боя. Прежде чем отбыть, басилевс дает ясные приказы своим стратегам: «Заставить их выйти из укрепления и завязать сражение с ними, если они выйдут. В противном случае осадить их в их укреплениях».
Причиной отступления императора византийские хронисты называют обострение его болезни (подагра), вынудившее его отплыть в Месемврию. Там с помощью минеральных источников он собирался купировать болезнь и затем вернуться к своей армии. По мнению большинства болгарских историков, это объяснение абсолютно не отвечает истине. Некоторые из них видят повод отъезда Константина IV в необходимости его участия в заседаниях VI Вселенского собора в Константинополе, другие считают, что речь идет об обыкновенном бегстве, которое помогло императору сохранить свою военную славу. В конечном итоге, какова бы ни была причина, результат один – басилевс покинул поле боя.
Отсюда и далее рассказы патриарха Никифора и Теофана Исповедника, следующих одной линии, начинают наполняться противоречиями и наивными сведениями. Второй из них пишет:
«Конниците обаче разпространили слуха, че императорът бяга, и обзети от страх, се отдали също на бягство, без никой да ги преследва. А българите, като видели това, започнали да ги преследват подире и повечето погубили с меч, а мнозина наранили».
То есть среди византийской конницы распространился слух, что император бежал, конники, охваченные страхом, тоже побежали, болгары преследовали их, большинство зарубили мечами и многих ранили.
Это объяснение использует типично византийский метод, а именно придать событию вид случайности, чтобы не возвеличивать победу противника. Трудно поверить, что опытные византийские стратеги позволили бы начальникам небольших подразделений допустить панику среди своих подчиненных, которая привела бы к беспорядочному бегству. Более вероятно, что сражение состоялось, но, не имея о нем никаких сведений, трудно говорить о его ходе. Одно точно – оно завершилось убедительной победой болгар, разбивших ромейские войска и стремительно двинувшихся на юг от Дуная, достигнув Варны.
С этого момента Аспарух вместе со своим народом поселился постоянно на византийских землях, которые с тех пор называются болгарскими. Победа при Онгал имела исключительное значение для развития болгарского государства. После того, как в результате ее Аспарух окончательно перешел Дунай, он не прекратил атаки на Византию. Империя, которая несколько лет назад подчинила себе всех своих соседей, теперь с трудом отбивалась от вольнолюбивого болгарского народа. Это вынудило Константина IV предложить Аспаруху мир, признав право на существование его государства и обязуясь платить ему ежегодную дань.
«Защото чудно бе за близки и далечни да слушат, че този, който е направил свои данъкоплатци всички – на изток и на запад, на север, и на юг, – да бъде победен от този мръсен и новопоявил се народ.»
«Потому что удивительно слышать, что те, кто сделал своими данниками всех – на востоке и на западе, на севере и на юге, — были побеждены этим новоявленным грязным народом»
О создавшемся положении видный византолог Георгий Острогорский пишет: «Так в первый раз на древней византийской земле возникло независимое царство (государство), которое было признано и самой Византией»
Ивомир Колев . Перевод с болгарского — мой.
Победа была настолько разгромной, что договор с «Византией» включал, кроме дани, и некоторые территории южнее Дуная. Почти 700 лет позже, анонимный болгарский переводчик указывает на страницах Летописи Манасия: «При този цар Константин (IV Погонат) преминаха българите през Дунава и отнеха от гърците, след като ги разбиха, тази земя, в която живеят и до днес. По-рано тази земя се наричаше Мизия.» Во властвования царя Константина перешли болгары Дунай и отняли от греков, после того как разбили их, эту страну, в которой живут и по сей день. Раньше эта страна называлась Мизия.
На западе границы нового государства упирались в р. Искър, на севере — в Балкан, а на востоке — до греческого города Одесос, но без самого города, и местности, которую славяне звали Варна.
Кроме того договор урегулировал и некоторые коммерческие вопросы. (см. Златарски, Васил Н. «История на Първото българско Царство», Епоха на хуно-българското надмощие с. 177 и сл.)
[«Пехота в свою очередь двигалась по суше, вероятно по известному черноморскому пути: Константинополь – Деркос – Ахтополь – Созополь – Анхиало – Одесос – Бизоне – Томи – История – Дунайская дельта.»]
Ребята, будьте внимательней с топонимикой! Именно из за таких ошибок теряется доверие к источнику.
Не «Томи», а «Томис»! К тому же, это поселение, во времена Константина IV, уже называлось Константиния.
Не «История», а «Истрия»! Это поселение всегда было Истрией!
И где там «Одесос»?
Добрый день. Спасибо за уточнение. Хотя я просто перевел текст с болгарского, в ближайшее время исправлю все ошибки. Но, к сожалению, должен сообщить, что проект «Братушка» в силу ряда причин заморожен и, скорее всего удет окончательно закрыт до конца этого года.