Битва при Клокотнице – пример благородства и человечности
Болгарская средневековая история знает много героических битв и сражений, которые и сегодня являются синонимами боевого духа, самоотверженности и полководческого таланта. Примером могут служить победа Симеона Великого при Ахелое или победа хана Тервела, отбросившего арабов и получившего за это прозвище «Спасителя Европы». Но была битва, оставшаяся в истории не только благодаря удали воинов и хорошей тактике командиров, но благодаря проявления милости и благородства, что редко встречается на поле боя.
Битва при Клокотнице является одной из самых важных в истории Второго болгарского царства. Она состоялась 9 марта 1230 года между силами царя Ивана Асена II и эпирского правителя – Теодора Комнина. О личности Ивана Асена известно преимущественно из византийских источников. Он родился около 1190 года, долгое время провел в изгнании. В 1218 году взошел на болгарский престол отстранив от власти своего дядю Борила и унаследовав от него ослабленную и измученную десятилетиями войн страну.
В отличие от своих предшественников, еще с самого начала правления Иван Асен понял, что для того, чтобы проводить правильную политику нет необходимости проливать кровь. Может быть это понимание основывалось на том, что еще ребенком он стал свидетелем войн и междоусобиц, а также не слишком разумной политики, проводившейся его дядей
В первые годы своего правления Иван Асен проводил миролюбивую политику, воспользовавшись благоприятной обстановкой на Балканском полуострове. Примером его дальновидности стал брак с венгерской принцессой Анной-Марией, через который он смог вернуть в виде приданного захваченные венграми Белградскую и Браничевскую области.
В первой половине XIII века ситуация на Балканах складывалась любопытная ситуация. Византийская империя в то время практически не существовала, на большей части ее территории простиралась империя Латинская, а остальные земли были разделены на три государства, из которых самым сильным было Эпирское деспотство под управлением Теодора Комнина.
Теодор Комнин пользовался славой амбициозного правителя, жаждавшего разгромить латинян и снова возродить Византийскую империю, естественно, заняв при этом императорский престол. Чтобы обеспечить болгарский нейтралитет в компании против латинян, эпирский правитель предложил болгарскому царю заключить мирный договор, который должен был быть закреплен браком между его братом – деспотом Мануилом и дочерью Ивана Асена – Марией. С другой стороны, латиняне, еще не полностью оправившиеся после поражения, нанесенного им царем Калояном, решили в свою очередь договориться с болгарами.
Несмотря на то без публичного оповещения регентом малолетнего латинского императора Балдуина II был уже избран иерусалимский король Иоанн де Бриен, латиняне заставили Ивана Асена II считать, что именно он возможно станет регентом при малолетнем императоре. Переговоры достигли такой фазы, что даже оговаривался брак между дочерью болгарского царя – Еленой и Балдуином.
На дошедшие до него слухи об этих переговорах эпирский деспот реагировал масштабной военной операцией. Две армии столкнулись около реки Клокотница в 10 километрах от Хасково. Согласно византийскому хронисту Георгия Акропилита
Эпирский правитель был дерзок и держался своевольно, постоянно нарушая свои клятвы и разрывая договоры с Иваном Асеном.
Уверенный в своей победе Теодор Комнин считал, что болгары отступят при первом же сражении. Тот же Георги Акрополит писал, что
Иван Асен, уповая больше на нарушение клятв и договоров со стороны Комнина, чем на свои войска, взял малую помощь от скитов, т.е. куманов, которая не насчитывала и тысячи и понесся смело в сражение, подняв на знамя письменную клятву Теодора
Эти слова создают впечатление, что болгарский правитель как будто не ожидал нападения и не смог собрать большой армии.
По сведениям хрониста Никифора Григора, Иван Асен
Когда узнал, что Теодор Комнин не вознамерился оставить нетронутой болгарскую державу и уже протягивал свою тяжелую враждебную руку к ней, взял в союзники скитов/куманов и вступил в жестокую битву с ним
Эти сведения отражают другую точку зрения, представляя Ивана Асена как дальновидного правителя, который не мог не предвидеть столкновения и рассчитывать только на куманскую кавалерию.
Ранним утром 9 марта 1230 года (в день Святых 40 мучеников) две армии встретились у реки Клокотница. Чтобы вдохновить своих солдат Иван Асен II приказал прибить к копью пергамент с текстом клятвы, нарушенной Комниным и под этим своеобразным знаменем повел свое войско в бой. Вот такой пример военной пропаганды из Средних веков.
Есть несколько версий развития событий и участия в них куманов. Согласно одной из них, болгарская армия предприняла ложное наступление, чтобы вынудить эпирское войско начать преследование. Так основные силы Комнина были увлечены в лес и там уничтожены, а куманы появились в тылу эприцев.
По другой версии, Иван Асен использовал куманов для молниеносной атаки и увлеченный преследованием неприятель попал в предварительно устроенную засаду. Каждая из версий отводит куманскому отряду скорее второстепенную роль, подтверждая тезис, что болгарский царь хорошо подготовился к предстоящему нападению и не рассчитывал только на союзников. Как бы то ни было, победа Ивана Асена была бесспорной.
Кроме того, что болгары уничтожили цвет эпирской армии, в плен попал и сам Теодор Комнин со своей свитой и большой частью родственников. Интересно, что после окончания битвы, в отличие от обычного для того времени поведения на войне, Иван Асен поступил человеколюбиво, накормив пленных вражеских воинов и позволив им вернуться к себе домой, а Теодора Комнина вместе с семьей отвезя в Тырново.
После битвы при Клокотнице соотношение сил на Балканах резко изменилось. Победа над Эпирским деспотством практически сделало Болгарию своеобразным гегемоном в регионе. Ни истощенная Латинская империя, ни Никея под предводительством Иоанна Ватаца не были в состоянии оспаривать власть болгарского правителя. Посдле этой победы он по праву стал титуловаться как «царь болгар и ромеев». Этот титул представлял собой не только вызов византийской гордости, но и символом реальной мощи Болгарии. После Ивана Асена этот титул носили все его преемники.
После Клокотницы болгарский царь смог завладеть Адрианополем, Димотикой, Сяром, Битолем и рядом других городов. Болгария занимала огромную территорию, вновь «опираясь» на три моря. В болгарской истории царь Иван Асен II остадлся не только как хороший стратег, но и как правитель, проявивший редкое милосердие и человечность. Своим поступком он завоевал и уважение ромеев. Георги Акропилит пишет:
«Иван Асен отнесся к множеству пленных человеколюбиво, освободил большинство воинов, а больше всего простых и собранных, и отправил их по селам и городам их. Этим он проявлял может быть человеколюбие, а может быть искал извлечь и пользу. Потому что хотел быть их господарем, отбросив ромейскую власть».
Великая победа болгарского войска была ознаменована надписью на памятной мраморной колонне, установленной в церкви Святых сорока мучеников в Велико Тырново. Именно в этой церкви в знак преемственности со средневековой болгарской державой Фердинанд объявил независимость Болгарии и принял титул «царь болгар».
Вот эта колонна и текст надписи (ниже — перевод на русский язык)
В лето 6738 [1230], индикт 3, аз, Иван Асен, в Христа Бога верен цар и самодържец на българите, син на стария цар Асен, издигнах из основа и с живопис украсих докрай пречестната тази църква в името на светите 40 мъченици, с помощта на които в дванадесетата година от царуването си, в която година се изписваше този храм, излязох на война в Романия [Тракия] и разбих гръцката войска, а самия цар кир Теодор Комнин взех в плен с всичките му боляри. И цялата му земя от Одрин и до Драч превзех, гръцка още и арбанашка [албанска] и сръбска; а пък градовете, които се намират около Цариград, и самия този град владееха фръзите [латинците], но и те се покоряваха под ръката [скиптъра] на моето царство, понеже нямаха друг цар освен мене и благодарение на мене прекарваха дните си [съществуваха], тъй като Бог така заповяда, понеже без Него нито дело, нито слово не се извършва. Нему слава вовеки, амин.
В лето 6738 [1230], индикт 3, я, Иван Асен, в Христа Бога верующий царь и самодержец болгар, сын старого царя Асена, воздвиг на основе и живописью украсил до конца эту почтенную церковь во имя святых 40 мучеников, с помощью которых в двенадцатый год царствования своего, в который год расписан этот храм. Вышел на войну в Романию (Тракию) и разбил греческое войско, а самого царя Теодора Комнина взял в плен вместе со всеми его болярами. И всю землю его от Одрина до Драча взял, греческую, еще и арбанашскую [албанскую] и сербскую; а также города, которые находятся вокруг Цариграда, и самим этим городом владели фръзите [латиняне], но и они покорились под руку [скипетр] моего царства, поскольку не было другого царя кроме меня и благодаря мне провели дни свои [существовали], так как Бог так повелел, поскольку без Него ни дело, ни слово не совершаются. Ему слава вовеки, амин.
По материалам сайта Болгарская история
Заглавная иллюстрация — гравюра Николая Паловича «Иван Асен II пленяет Теодора Комнина